Городское методическое объединение 2018-2019 год

14 ноября 2019 года на базе МБУДО ЦДТ г. Оренбурга прошло городское методическое объединение педагогов-психологов УДО по теме «Диагностика и формирование гибких навыков как задача дополнительного образования: возможности и ограничения»

Цель мероприятия: развитие профессиональных компетенций педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования в области диагностики и формирования гибких навыков.

Задачи:

  • Расширение представлений о содержательных характеристиках гибких навыков;
  • Актуализация профессиональной мотивации к саморазвитию;
  • Развитие умения анализировать информацию.

Нуркаева Г.Т. – педагог-психолог МБУДО ЦДТ г. Оренбурга в своем выступлении рассказала о:

  • понятии «Гибкие навыки»;
  • классификации гибких навыков;
  • формировании гибких навыков в системе дополнительного образования;
  • проблеме диагностики гибких навыков.

Soft skills (мягкие, гибкие, надпрофессиональные навыки, ключевые квалификации) – жизненные универсальные навыки, которые не относятся непосредственно к профессии, но помогают специалисту справляться с работой лучше.

Гулжайнар Тинштикбаевна рассказала о том, что существует разная классификация гибких навыков, о важности формирования их в современном мире, о возможности их развития на занятиях в системе дополнительного образования.

Во время группопвой работы Тишкова А.А. – заместитель директора по научно-методической работе МБУДО ЦДТ г. Оренбурга обсудила в педагогами-психологами Модель «4К» которая включает в себя 4 ключевых навыка которыми должен обладать любой человек, воспитанник чтобы быть эффективным и успешным:

  • Критическое мышление;
  • Креативность;
  • Коммуникация;
  • Командная работа (коллаборация).

Рассмотрим каждое «К»:

Критическое мышление – это умение быстро ориентироваться в большом потоке информации, распознавать причинно-следственные связи, выделять важное и второстепенное. Способность быстро находить новые решения и понимать причины успехов и неудач.

Креативность – способность видеть и принимать нестандартные решения, позволяющая оценивать ситуацию с различных сторон и чувствовать себя уверенно в меняющихся условиях среды. Это способность генерировать собственные идеи и развивать начинания других людей.

Коммуникация – умение быстро и продуктивно налаживать контакты, слушать и слышать собеседника, доносить до понимания других людей свою точку зрения в формате «равный-равному».

Командная работа (сотрудничество) – процесс, тесно связанный с коммуникацией, и относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, через распределение ролей и оценки результативности действий.

Алла Александровна предложила сравнить гибкие навыки и УУД определить, чем они отличаются и похожи:

ЛичностныеКритическое мышление;
РегулятивныеКреативность;
ПознавательныеКоммуникация;
КоммуникативныеКомандная работа (коллаборация)

Большой интерес и обсуждение вызвало понятие, «креативность» которое до сих пор вызовет сомнение в педагогической среде, способах его диагностирования креативности у ребенка, проявлении в обучении и жизни.

В ходе беседы коллектив разобрал диагностический инструментарий педагога-психолога в дополнительном образовании, определив, что использование психологических тестов и методик не допустимо в деятельности пдо, при оценке результативности образовательной программы.  Педагог может использовать только психолого-педагогическую диагностику, которую может провести и обработать самостоятельно.

Практическая часть: участникам мероприятия было предложено проанализировать фрагмент х/ф «Общество мертвых поэтов» который является одним из фильмов который будет предложен для просмотра и анализа конкурсантам Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

После просмотра фрагмента были предложены вопросы для обсуждения:

  1. Какие методы использовал педагог на занятии?
  2. Какая атмосфера создана в группе?
  3. Достигнут ли результат по итогам занятия?

Обсуждение предложенного задания вызвало массу эмоций, мнений о увиденном, каждый имел возможность обосновать свою позицию.

Подводя итоги следует сказать, чтоучастники ГМО высоко оценили организацию и проведение мероприятия коллективом МБУДО ЦДТ г. Оренбурга, актуальность темы, полноту преподнесённого материала, открытость и эмоциональность выступающих, а, следовательно, высокую заинтересованность каждого педагога-психолога.


04 апреля 2019 года Дворце творчества детей и молодежи состоялось Городское методическое объединение «Инновационные технологии в психологии» для педагогов-психологов дополнительного образования.

В основной части методического объединения  предполагалось рассмотреть следующие вопросы:

  1. Инновационные технологии
  2. «Здоровье и личные границы. Интегративные психологические техники»
  3. Круглый стол «Обмен опытом по применению метафорических карт в работе психолога»
  4. Планирование работы городского методического объединения на 2019-2020 учебный год.

По первому вопросу заслушали  Божко Любовь Аркадьевну,  педагога – психолога  МБУДО «ДТДиМ», которая раскрыла основные понятия инновации и привела примеры методов инновационных технологий в психологии.

Для работы над вторым вопросом участникам методического объединения была предложена активная форма работы – мастер-класс, который провела Пономаренко Елена Салаватовна, бывший педагог-психолог ЦДТ Промышленного района.   Она  организовала  ролевую игру,  распределив  роли: «эксперт», «критик», «непонимающий» и «тайм – менеджер». Участники, взявшие на себя роль, решали следующие задачи: «эксперт» – с точки зрения имеющегося у него опыта,  анализировал предложенную методику; «критик» – постоянно вступать в спор и опровергать предложенное; «непонимающий» – задавал уточняющие вопросы; «тай – менеджер» – следил за временем, отведенным, на ту или иную деятельность и сообщал ведущему о его окончании.

Выступление Елены Салаватовны – образец интегративного подхода в решении психологических задач. На примере раскрытия темы «Здоровье и личные границы» участники познакомились с тремя инновационными технологиями:

  1. «Круги близости» Мериллин Мюррей,
  2. Метафорические карты
  3. Нейрографика

В завершении своего выступления Елена Салаватовна провела рефлексию участников, в ходе которой  присутствующие высказали слова благодарности ведущему и предложили рассмотреть метод нейрографики подробнее на отдельном семинаре в следующем году.

Заключительной частью встречи стало подведение итогов методического объединения за 2018-2019 учебный год и планирование работы на следующий год.

Руководитель ГМО педагогов –психологов УДО Божко Л.А.


17 января 2019 года во Дворце творчества детей и молодежи состоялось Городское методическое объединение «Куклатерапия как метод психологической помощи» для педагогов-психологов дополнительного образования.

Цель методического объединения: повышение профессиональных знаний педагогов – психологов окуклотерапии как методе психологической помощи.

Задачи:

  • познакомить участников методического объединения с теоретическими аспектами куклотерапии.
  • провести мастер – класс по изготовлению авторской куклы марионетки
  • познакомить с  коррекцией психологического состояния человека по средствам кукольного театра.

Руководитель городского методического объединения Любовь Аркадьевна Божко поприветствовала участников методического объединения и познакомила с планом работы.

Педагог – психолог МАУДО «Детский эколого-биологический центр» Головачёва Наталья Александровна рассказала  индийскую притчу про трех кукол внешне одинаковых, но разных по цене. Одна из кукол похожа на того, кому стоит что – то услышать, как он сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал.  Вторая схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, из другого вылетаю. Третья кукла похожа на человека, который что ни услышит, то словно проглотит – эта самая дорогая кукла. Наталья Александровна раскрыла теоретические аспекты куклотерапии: историю развитию метода в России и за рубежом, разновидности кукол и способы их применения в психологии, различные методики применения кукол в рамках арт–терапии.

 Елена Александровна Гузеева, педагог – психолог МБУДО «ДТДиМ» провела мастер – класс с участниками  по изготовлению авторской куклы марионетки. В ходе мастер – класса каждым специалистом была изготовлена своя кукла. В процессе изготовления кукол Елена Александровна комментировала  процесс, как если бы данный вид деятельности проводился с детьми.

С изготовленной куклой участникам было предложено «оживить» своего персонажа, дав ему имя и представив его. Используя сказочную историю, Еленой Александровной все куклы были объединены в один сюжет, что дало возможность каждому почувствовать терапевтический эффект игры с куклой. В завершении своей  работы  Е.А. Гузеева провела рефлексию, в ходе которой каждый участник поделился своими впечатлениями от участия в мастер-классе.

Руководитель методического объединения Л.А. Божко подвела итог методического объединения и сделала следующие объявления:

  1. с  26.02.19 по 1.03.19 состоится городская Неделя психологии учреждений дополнительного образования
  2. 04.04.19.пройдет городское методическое объединение на тему: «Инновационные технологии в психологии»

Всем педагогом – психологом предложено принять активное участие в городских мероприятиях и заранее сообщить об этом организаторам, психологической службе ДТДиМ.

Руководитель ГМО педагогов –психологов УДО Божко Л.А.