Нужно ли учить ребенка дошкольного возраста читать?
Данный вопрос не имеет в настоящее время однозначного ответа. Однако, всем известно, что при приеме в школу от будущих первоклассников часто требуют уже сформированные навыки чтения, что превращает начальное обучение для дошкольников и их родителей в большую проблему. На вопросы родителей, связанные с этой проблемой, отвечают педагоги ДТДиМ, работающие в студии раннего развития «Звездочки» СЭЦ «Созвездие» Сагандыкова Лилия Наильевна и Зубань Надежда Геннадьевна.
Стоит ли обучать чтению ребенка дошкольного возраста?
Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития ребенка. Обучающийся, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:
– читая, ребёнок развивает свою речь, поскольку чтение – это одна из разновидностей речи (письменная);
– читая и запоминая новые слова, малыш развивает мышление, увеличивает словарный запас;
– чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;
– многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, что поможет ему в будущем правильно писать;
– чтение – это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.
Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать.
В каком возрасте можно начать обучение чтению?
1. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь ребенка изобилует дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением у логопеда.
2. Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита. Алфавит учить не следует, все начинается со звуков (!).
3. Звуки или буквы? Только звуки! Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой, эти 2 понятия (буквы и звуки дети со временем должны различать). Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ (правильное и неправильное произношение букв) и т.п. быть не должно. Знакомим с буквой М (произношение – ЭМ), графическим начертанием, но учим звук [м] и [м,]; вместо буквы Б (произношение – БЭ) учим звук [б] и [б,] (отрывистый звук по твердости и мягкости). Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов.
Если Вы выучите названия букв, что категорически не верно, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то, как он выучил – названия букв и, соответственно, будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.
Таким образом, не называйте согласные звуки с призвуком гласных, например, сэ или рэ (неправильное произношение названия букв), эр или эс (правильное произношение букв) и т. п. Потому, что когда ребенок начнет читать, звуки он будет произносить неправильно, и соответственно – также неправильное чтение. В конечном итоге ребенка пытаются переучить читать, а это дополнительный для него стресс.
4. Прежде, чем предложить ребенку ту или иную страницу Букваря, необходимо ознакомиться с замечаниями, помещенными в нижней части страницы.
5. Имейте дома комплект «Магнитная Азбука». Подходите к процессу творчески: рисуйте, лепите, вырезайте буквы вместе с детьми. Проводите параллель начертания буквы из азбуки с ассоциациями ребенка (вопрос «На что похожа буква»). Не забывайте задавать вопрос при знакомстве с буквой, какие 2 звука обозначаются данной буквой (по твердости и мягкости).
6. При знакомстве с новым звуком необходимо изучать слова, называть и показывать изображения предметов, содержащие данный звук; хлопком обозначать заданный звук в слове. Например, можно использовать еще такие игровые приемы:
– Отбери картинки, в названиях которых звук [а];
– Игра «Гласный или согласный». Взрослый называет знакомые ребенку звуки нашей речи. Ребенок поднимает карточку красного цвета, если услышит гласный звук (который можно «пропеть»), карточку синего цвета, если звук согласный (который произносится отрывисто, его нельзя «пропеть»). В зависимости от подготовленности и интереса ребенка можно вводить понятия «согласный твердый» – показ синей карточки и «согласный мягкий» – карточки зеленого цвета;
– «Слоговое лото». Ребенок раскладывает картинки в разные домики (одноэтажный, двух-, трех- или четырехэтажный) в зависимости от того, сколько слогов содержит слово (1, 2, 3, 4).
Имея дошкольника, мне сложно усадить сына за ученический стол. Не представляю, как он будет учиться в школе…
Учите ребенка в игровой форме!
Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам. Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к ребенку во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.
Например, вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова.
Если ребенок посещает дошкольное учреждение, нужно ли заниматься с ним дома и как часто?
Не следует торопить события.
В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако, совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.
Занятия с ребенком должны быть регулярными. Если заниматься с ребенком от случая к случаю, усвоенный материал будет забываться. Если наоборот заниматься очень часто, занятия ребенку могут надоесть. Заниматься следует 2-3 раза в неделю, изучая не более 2 звуков (букв) в неделю.
Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.
Я поняла, что обучать чтению нужно с знакомства с буквой и работой со звуками, которыми на письме обозначаем данной буквой. Но с чего начинать: с гласных или согласных?
Учим правильно гласные и согласные
Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».
В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы). Далее следует познакомить, будущего ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.
Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)
Например, в «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.
Когда лучше переходить к чтению по слогам: после того, как познакомимся со всеми буквами (звуками) или по мере перехода от гласных к согласным?
На каждом занятии не забывайте повторять ранее изученные буквы. Это способствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.
Когда Вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В «Букваре» Н. Жуковой помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук [м] пока проводим пальчиком по дорожке к звуку [а], не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.
С каких слогов целесообразнее начинать чтение?
Начинаем чтение с простых слогов (открытых)
Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).
Этап обучения чтению закрытых слогов
Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.
Когда мы можем приступить к слиянию слогов в слова?
Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.
Следите за произношением и расстановкой пауз.
В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.
Если на начальном этапе обучения Вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.
Ребенок в азбуке с картинками, прочитав первый слог и видя картинку, догадывается, что написано под рисунком. Подскажите, пожалуйста, какие тренажеры помогут решить эту проблему.
Устранить Вашу проблему поможет следующий тренажер.
Пример тренажера для чтения слогов
Алгоритм изготовления тренажера: для изготовления тренажера необходим лист цветного картона, на картоне нарисовать силуэт «домика», вырезать «окошки». В окошки вставляют картонные полоски с буквами (на одной полоске гласные буквы, на другой – согласные) так, чтобы их можно было свободно двигать.
- В левом окошке устанавливается любая согласная буква, а правую полоску нужно передвигать так, чтобы в правом окошке по очереди появлялись гласные буквы. Ребенок читает образовавшиеся слоги.
Например: МА – МО – МУ – МИ – ME. Далее передвигается полоска слева, чтобы появилась новая согласная буква, опять передвигается правая полоска, ребенок читает новые слоги.
- В следующий раз оставляется неизменной выбранная гласная буква, а изменяется согласная, передвигая левую полоску в окошечках. Ребенок читает образовавшиеся слоги.
Например, МА – ША – НА – ХА – СА – ГА и т.д.
- Можно поменять полоски местами, в таком варианте ребенок будет читать цепочки так называемых обратных слогов, где первая буква гласная, а вторая согласная. Например: АХ – AM – АН – АС, АК – ОК – УК – ЫК – ИК – ЕК.
- Предложите ребенку самостоятельно двигать полоски. Просите составлять какой-либо слог по вашему заданию или желанию ребенка.
Соблюдая эти нехитрые правила, Вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.
Помните: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от Вас, Вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущими учениками. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие открытия для себя и с радостью занимается дома.