«Как хорошо уметь читать! (советы психолога)»

Педагог-психолог МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» Наталья Владимировна Харитонова (e-mail: psiholog@dtdm-oren.ru) предлагает родителям разобраться, с какого возраста начинать обучение чтению. Автор статьи также предлагает читателям обзор основных достоинств и недостатков самых известных методик обучения чтению.

Как хорошо уметь читать!

Мой ребенок совсем не хочет читать! Что мне делать? Ребенку трудно дается обучение чтению, почему? Что мы делаем не так? Когда начинать обучение чтению?

С такими вопросами все чаще и чаще обращаются к психологу современные родители. Предлагаю разобраться в этих вопросах.

Когда? С какого возраста начинать обучение чтению?

Последнее время многие родители проявляют интерес к раннему развитию, в том числе и обучению чтению практически с младенчества. Но всегда ли это приносит пользу? К чему может привести раннее обучение чтению?
Речевые центры чтения в мозге ребенка развиваются лишь к 6-7 годам. А для 3-4 летнего ребенка чтение – достаточно сложный процесс. Чтение требует достаточных усилий для концентрации внимания и усидчивости в течение достаточно продолжительного периода времени. Если родители усердно нагружают ребенка «учебой»  с 3 летнего возраста, то в дальнейшем у ребенка могут наблюдаться сложности в социальной сфере, в общении с другими детьми, невротические проявления.
Для развития детей 3-4 лет важна двигательная активность, игра, посредством которой они познают мир и взаимоотношения в социуме, преждевременная интеллектуальная нагрузка может привести к перенапряжению.
Но, следует заметить, что есть индивидуальные случаи, когда ребенок сам проявляет интерес к чтению с ранних лет, схватывает все «на лету», в таком случае родителям нужно лишь поддержать ребенка, направлять, обучать его в игровой форме.
Получается, что нет конкретного ответа на вопрос: «Когда начинать учить читать?» Все индивидуально! Наблюдайте за ребенком, чаще играйте с ним, общайтесь, читайте вслух, и вы обязательно почувствуете, когда ребенок готов научиться читать.
Но важно помнить, что начинать обучать чтению можно только в том случае, если ребенок умеет хорошо и чисто говорить, составляет предложения, может внятно выразить свою мысль. Когда ребенок плохо выговаривает слова, ему трудно строить предложение, то необходимо для начала выправить речь в работе с логопедом, а затем уж переходить к обучению чтению.

Как научить ребенка читать?

В настоящее время существует множество методик, в которых обычному родителю легко запутаться.  У каждой есть свои достоинства и недостатки. Рассмотрим самые популярные из них.

Кубики Зайцева

В основе методики И. О. Зайцева – обучение ребенка чтению не по буквам и не по слогам, а по складам, которые дети пропевают. Плюс этой методики состоит в том, что дети в игровой форме сразу запоминают сочетание букв, что в дальнейшем облегчает процесс научения письму. Игры с кубиками развивают моторику и образное мышление. Но есть и минусы – детям предлагается готовое сочетание и в дальнейшем не все могут отличить звук от слова. При просьбе назвать звук – дети называют слог. Также логопеды отмечают, что дети, выучившиеся читать по И.О.Зайцеву, часто «проглатывают» окончания.

Метод чтения целых слов (карточки Домана)

Преимущество данной методики в том, что словарный запас ребенка  быстро накапливается, и он запоминает слова. Минус – новые слова не узнаются детьми, если они написаны другим цветом или шрифтом, также проблемы возникают при изменении формы слова. Например, если ребенок запомнил слово «дом», то форму «домов», «дома» ему надо запоминать отдельно. Всё-таки данная методика больше подходит для английского языка, где практически отсутствует система спряжений и склонений.

Методика Марии Монтессори (шершавые буквы)

Согласно этой методике, ребенку легче написать букву, вернее нарисовать ее, ведь буква – тоже рисунок, чем воспринять некий абстрактный образ буквы. Причем, начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче. Сложности в том, что не у всех деток хороший тонус и постановка руки под письмо в раннем возрасте.

Методика Павла Тюленева

Методика Павла Тюленева – система максимального раннего развития, так предлагает начать обучению чтению уже с рождения, а с 6 месяцев вместе с прикормом вводить яркие буквы и картинки в процессе еды ребенка. Но, по мнению психологов, применение методики для деток со слабой нервной системой может привести к избыточной невротизации и перегрузке.

Многие педагоги считают, что лучше традиционного подхода, когда работать начинают именно со звуками, еще ничего не придумали.

Подробнее о различных методах обучения чтению можно познакомиться в книге Леры Кирилловой «Энциклопедия методов обучения чтению».

В книге вас есть описание самых популярных сегодня методов обучения чтению:

• звукового метода (еще его называют логопедическим);

• метода Марии Монтессори;

• метода Гленна Домана;

• метода Николая Зайцева.

• методике Павла Тюленева;

• складовых играх Вячеслава Воскобовича;

• методе «Воспитание Читателя» Алексея Кушнира.

А также обзор букварей, азбук (Натальи Жуковой, Елены Бахтиной и Ольги Соболевой) и обучающих компьютерных программ игр, таких как «Веселая азбука», «Волшебный букварь» или интернет-программа Azbuka Pro.

Независимо от выбранной методики, для того чтобы избежать ошибок в школьном периоде, в дошкольный период необходимо отработать:

– хорошее зрительное узнавание буквы среди других букв;

– узнавание и вычленение звука, обозначающего букву из слова, хотя бы вначале и в конце слова, причём, как в мягком, так и твёрдом звучании;

– умение перекодировать произнесенный звук в графическое изображение и наоборот.

Помните, нет абсолютно «хорошей» или «плохой» методики для начала обучению чтению.  Изучайте преимущества каждой методики, ведь только вам, родителям, выбирать по какой методике будет обучаться ваш ребенок.

Что надо сделать, чтобы ребенок полюбил читать?

Часто родители, задавая такой вопрос, забывают, что чтение – это удовольствие, как и любое другое увлечение.

Как можно заставить ребенка чем-то увлекаться? Поэтому самое главное правило: не заставляйте ребенка читать!

Если же родители хотят привить любовь к чтению, что начинать нужно с себя, с личного примера. Если в семье принято читать, и ребенок это видит, то он, подражая родителям, тоже проявит интерес к чтению.

Если у вас еще маленький ребенок, то самое лучшее, что вы можете сделать – читать вслух, а потом обсуждать прочитанное вместе с ребенком. Важно, чтобы этот процесс вам самим приносил удовольствие, и ребенок это чувствовал.

Бывает, что родители пытаются манипулировать ребенком, обещая различные бонусы в обмен на прочитанные страницы. Поверьте, манипуляции не привьют у ребенка любовь к чтению, а скорее наоборот.

Дайте детям возможность самим выбирать книги, часто им совсем не хочется читать то, что задали, а хочется читать то, что интересно. Проведите параллель между чтением и другими интересами ребенка. Помогите ребенку найти книги на интересующую его тему.

Иногда за кажущейся на первый взгляд детской «нелюбовью» к чтению скрывается несформированность психических функций, отвечающих за процесс чтения. На что следует обратить внимание родителям? Если у ребенка в возрасте 8 лет сохраняются трудности при чтении отдельных букв, слов, зеркальное чтение, пропуск звуков, непонимание прочитанного, угадывающее чтение, трудности пересказа.  Если проблемы с чтением влекут за собой трудности написания даже простых слов, влияют на школьную успеваемость по другим предметам, то в этом случае необходима консультация логопеда-дефектолога.

Специалист проведет тщательную диагностику причин нарушения овладения навыком чтения и письма и порекомендует упражнения для коррекции возникших проблем, которые сделают процесс обучения чтению более успешным и продуктивным.

Также следует помнить, что у современных детей помимо книг много других источников информации. Часто качество информации важнее способа ее получения. Хорошей альтернативой для современных детей могут быть аудиокниги. Предлагайте своему ребенку различные варианты знакомства с литературными произведениями. Например, можно вместе с ребенком прослушать интересный отрывок из аудиокниги, а затем предложить прочитать продолжение истории.

Таким образом, родителям, во-первых, важно понимать, что стоит за детской «нелюбовью» к чтению. А во-вторых, помнить, что для того, чтобы полюбить читать, книга должна стать не только источником информации, но и удовольствием. Нельзя заставить полюбить книги, можно показать собственным примером, что чтение- интересное и увлекательное занятие. А позже показать ребенку разнообразие жанров и видов книг и предоставить возможность выбора читать то, что нравится.