РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА “ДЕТСТВО С КНИГОЙ”

Первая экспозиция передвижной мобильной книжной выставки для детей дошкольного возраста «Давайте жить дружно!»: от открытия до первых итогов

Цифровые технологии, современные гаджеты обесценивают процесс чтения книги. Информация предоставляется по клику мышки; визуальная картинка появляется у ребенка не благодаря фантазии, сопереживанию, а в готовых образах, заданных в игре, видеоматериалах, комиксах. Активность современного ребенка, быстрый темп жизни увеличивают нежелание детей читать, так как это требует времени и осмысления. Современное поколение родителей также не является в полной мере ориентированным на восприятие информации в книжном формате.

Между тем чтение – важнейшее средство развития мышления, творческих способностей, социальных навыков и нравственных качеств. Оно представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Таким образом, приобщение детей к осознанному чтению выступает стратегической задачей воспитания.

С сентября 2020 года в МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Оренбурга был запущен инновационный проект «Детство с книгой», призванный повысить уровень сформированности читательской культуры среди детей и взрослых и рассчитанный на три с половиной года реализации.
Новизна проекта «Детство с книгой» заключается в формировании и развитии читательской культуры посредством:

  • создания современных зон для чтения и популяризации книги с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе внеаудиторных зон актуального развития чтения вне библиотеки (мобильной, буккроссинга, стендов с QR-кодом книг и др.);
  • привлечение к реализации проекта волонтеров из числа обучающихся творческих объединений учреждения для стимулирования проявления социальной активности;
  • апробации новых привлекательных образцов детского, подросткового, юношеского чтения, в том числе семейного;
  • наличия рекомендаций по внедрению в педагогическую деятельность эффективных приёмов работы современных педагогических технологий, направленных на формирование и развитие читательской грамотности и читательской культуры.

По структуре проект представляет собой реализацию четырех подпроектов, согласно этапам его реализации:

  1. «Читать? Не вопрос, читать!» (2020-2021 год);
  2. «Библиотека и время: новые реалии» (2021-2022 год);
  3. «Книга и молодежь: даешь встречное движение!» (2022-2023 год);
  4. «Секрет для взрослых, или как стать родителями читающего ребенка» (2023 год).

В рамках реализации подроекта «Читать? Не вопрос, читать!» 14 октября открылась мобильная выставка книг «Давайте жить дружно!» на базе структурного подразделения ДТДиМ, отдела «Школа развития» и стала первой в перечне запланированных мероприятий по реализации инновационного проекта «Детство с книгой». Организатором мобильной выставки выступили Михайлова О.В., методист, заведующий библиотекой; Кирдяпкина Т.В., педагог-организатор. Ответственным за проведение мероприятий, связанных с открытием выставки – Жигалева Т.В., педагог дополнительного образования отдела. «Мы готовились к этому событию и в начале года разработали серию мероприятий по привлечению детской и взрослой общественности к чтению…

Представленная экспозиция книг отечественных и зарубежных авторов, адресованная ребятам от 5 до 7 лет, не оставит равнодушными ни одного юного читателя. Нам приятно и почетно, что мы имеем возможность выехать и на месте познакомить с книжными новинками, тем более что книги подобраны таким образом, что ребенок, только постигающий основы чтения, может самостоятельно ее прочитать и не только… В продолжение темы дружбы также разработан лэпбук «Дружба игре не помеха!», состоящий из различных игр, построенных на совместном творчестве и выполнении заданий в паре…», – рассказала в процессе подготовки открытия выставки методист и заведующий библиотекой Ольга Владимировна Михайлова.
В состав экспозиции, посвященной теме дружбы, вошли произведения В. Сутеева, Л. Завальнюк, Пола Стюарта и Криса Ридделла, Тони Штейнера и Эвы Тарле и др. Организаторы подчеркивают сложность, а в связи с этим и уникальность экспозиции, потому что составленные подборки книг и лэпбук (как игровая форма взаимодействия) в помощь для проведения занятий педагогам отдела могут быть ими применены по-разному: непосредственно на занятии по обучению грамоте или развитию речи дошкольников, или на отдельном мероприятии. Но организаторам выставки удалось в процессе подготовки соблюсти все нюансы, связанные с противоэпидемиологическими мероприятиями.
«Выставка, которую мы привезли, довольно интересная и чрезвычайно важная в воспитательном плане, собрать ее было очень непросто», – рассказал методист, заведующий библиотекой, – отметив, что имея небогатый книжный фонд в учреждении, пришлось выстраивать партнерские отношения с областной полиэтнической библиотекой, заимствуя для привлечения их богатого иллюстрированного книжного архива.

Цель выставки: формирование у обучающихся нравственных качеств, присущих дружеским взаимоотношениям.

Задачи:
– формировать понятие о дружбе, обо всех гранях человеческих взаимоотношений на примере литературных произведений и личном опыте детей;
– способствовать развитию речи и мыслительной деятельности обучающихся (умение рассуждать, делать выводы, доказывать);
– воспитывать чувство сопереживания с друзьями в их бедах, умение разделить с ними радость.

Организации передвижной мобильной книжной выставки предшествовали стадии: определение цели; анализ эпидемиологической обстановки в регионе; планирование формы проведения и содержания подборки дидактического материала; непосредственная подготовка; проведение с учетом противоэпидемиологических мер; непосредственное воспитательное воздействие на детскую аудиторию и так называемое «последействие», другими словами, анализ состоятельности данного мероприятия по реализации поставленных перед педагогом задач.

На первом этапе организации и проведения выставки былаопределена тема, место и время проведения мероприятий:
– оформлена тематическая книжная выставка;
– размещена в просторном помещении в свободном доступе к стеллажу и на безопасном расстоянии для чтения;
– организованы совместные игры парами, четверками, согласно представленным в помощь педагогу парной (командной) формой игр из лэпбука.

На втором этапе осуществлен подбор и оформление экспонатов выставки:
– подобраны книги с крупным шрифтом, с делением слов на слоги для удобства самостоятельного чтения детьми;
– представлены книги разного формата, от сборника до отдельного художественного произведения; разного жанра, от сказки до рассказа, имеющие яркую презентабельную обложку и яркие страницы, что придало выставке эстетичный вид;
– подготовлены разнообразные игры, вошедшие в лэпбук «Дружба игре не помеха!»: игры с прищепками «Помоги другу!», лабиринты «Друзья должны встретиться…», настольные игры «Мирилки», «Собери пирамидку и ты узнаешь, какие качества дружбы живут здесь», «Законы дружбы», «Нарисуй подарок другу», «Что хорошо, что плохо», «Кто с кем дружит?» и др.

Третий этап организации и проведения выставки предполагал непосредственное оформление выставки и сопутствующих материалов согласно возрастной категории.

На четвертом этапе свершилосьоткрытие выставки, которое прошло эмоционально ярко; приоритетной формой подачи материала стала вопросо-ответная:

– Что такое дружба?
– Как понимаете пословицу…?
– Кого мы называем другом?
– Можно ли потерять дружбу?

В завершении размышлений детей – проведение игровой программы с использованием воспитательных возможностей лэйбука.

Пятый этап – проведение выставки – было проведено 11 интегрированных занятий с ребятами из различных групп: дневных и вечерних. Общее количество приобщенных к выставке детей: 42 ребенка.

Воздействие выставки на детей (записано в соответствии с выраженными эмоциями и со слов ребят): «Дети в восторге», «Было очень здорово и интересно», «Спасибо за все».

Заключительный этап можно охарактеризовать как последействие: обсуждение, подведение итогов, выявление самого начитанного ребенка в отделе «Школа развития».

В перспективе планируется организовать совместное с родителями мероприятие, что было невозможно сделать из-за предпринимаемых противоэпидемиологических мер, связанных с COVID-19.

В целях яркого открытия самой мобильной выставки была запланирована, но не осуществлена по этой же причине организация театрально-игрового мероприятия с привлечением волонтеров.

В дальнейшем следует учесть пополнение количества тематических книг, демонстрируемых на выставке, по которым отсняты мультфильмы.

Можно много говорить о важности и необходимости подобной работы в формировании у подрастающего поколения нравственных качеств, присущих дружеским взаимоотношениям. Но ярче всех аргументов скажут слова ребенка, услышанные и записанные педагогом в процессе игры…

«Интересный был момент в игре «Раскрась картинку и подари другу», – рассказывает педагог дополнительного образования Жигалева Татьяна Викторовна, – Одна девочка говорит другой:

– Лиза, ты сама выбери картинку, чтобы тебе нравилась, а я раскрашу и подарю ее тебе

– Ты тоже выбери себе, чтоб на стене вместе повесить наши работы…»

По первым отзывам, предоставленным педагогическим коллективом отдела «Школа развития», данные мероприятия оказывают только позитивное влияние на каждого ребенка и коллектива в целом, заслуживают также быть традиционными.