Читаем детям о войне


Я из детства ушел не как все,
А шагнул через пламя взрыва…
В молодом серебристом овсе
Мина мягкую землю взрыла.
Вновь засеяли землю весной,
От дождей оплыла воронка…
Трудно вырасти из ребенка,
Искалеченного войной.
Глеб Еремеев

ДЕТСКАЯ КНИГА ВОЙНЫ
ДНЕВНИКИ 1941-1945

Мы говорим «война» – и подразумеваем «большие слова» подвиг, патриотизм, Родина… Так было и так принято…
Хотелось бы уйти от шаблона, заглянуть туда, куда редко достигал луч света, ведь, по сути, кроме имени-знамени Тани Савичевой и пятёрки пионеров-героев нынешнее поколение детей не знает о «войне детей» – ничего…
Копали картошку и работали на огородах, писали письма домой под диктовку раненых бойцов в госпиталях,  вязали тёплые варежки… Но что было с их внутренним миром, миром ребёнка, поколебленным голодом, разрухой, смертью любимых, старших? Никакие книги не будут так достоверно освещать суровые будни 1941-1945 годов, как газеты и дневниковые записи.
Поэтому и хотелось бы рекомендовать педагогам в юбилейный год, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, осветить и этот жанр – детские дневники, архивные документы тех незабываемых лет, так как детям нынешним слышнее будут голоса их сверстников, а не взрослых, которые вещают с высоких трибун.
Тридцать пять дневников советских детей. Ни один не похож на другие. Из тыла, с оккупированных территорий, из гетто и концлагерей, из блокадного Ленинграда и из нацистской Германии. Тридцать пять разных войн…
Совершенно разные по фактуре, дневники детей наряжают соседством «большого» – и «малого»: «Зубрил алгебру. Наши сдали Орёл». Это настоящие эпосы, «Война и мир» – в ученической тетради. Удивительно, как держится детский взгляд за мирные «мелочи», как чувствуется биение «нормальной» жизни даже в оккупации и блокаде: девочка пишет о первой помаде, мальчик – о первом влечении. Дети – поголовно! – пишут о книгах: Жюль Верн и Горький, школьная программа и семейное чтение, библиотеки и домашние реликвии… Они пишут о дружбе. И конечно – о любви. Первой, осторожной, несмелой, не доверяемой до конца даже интимному дневнику…
Представленные на сайте aif.ru дневники разные не только по содержанию, но и по «исполнению». Это и листы перекидного календаря, и записные книжки, и общие тетради в коленкоровых обложках, и школьные в клеточку, и альбомчики с ладонь… Есть дневники длинные и короткие. Подробные и не очень.
Представленные на сайте aif.ru материалы могут быть использованы в рамках бесед о Великой Отечественной войне на протяжении юбилейного года, а также в процессе запланированных акций Всемирный день чтения вслух (1 февраля), Международной акции «Читаем детям о войне» (6 мая); другими словами, в Акциях сопричастности – не просто показать войну глазами ребёнка, сквозь призму детского восприятия мира – невинного, трогательного, наивного и так рано возмужавшего, а протянуть ниточку от каждого бьющегося сейчас сердца к сердцу, пережившему главную катастрофу XX века, к человеку даже если и погибшему – но не сдавшемуся, выдюжившему, человеку маленькому, может быть, ровеснику, но видевшему самые страшные страницы истории, которая была, кажется, недавно, а может, уже и давно…

(по материалам редакции еженедельника
«Аргументы и факты»; сайт: aif.ru)


Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца…
Р. Рождественский

Да, мы были простыми смертными,
и мало кто уцелел из нас, но мы
выполнили свой патриотический долг
перед священной матерью – Родиной

1 февраля – Всемирный день чтения вслух, который можно приурочить ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (К сведению, 6 мая будет проходить Международная Акция «Читаем детям о войне»).
Надеюсь, что представленная подборка литературных изданий актуальна в юбилейный год – 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне и найдет отклик у молодого поколения, интересующегося историей страны, и, конечно, историей Великой Отечественной войны.
Рекомендуемая литература адресована как педагогам, так и родителям для совместного прочтения детьми, так и для самих обучающихся распределена согласно возрастным категориям:

Дошкольный возраст (деление условно) 3-4 года:
1. В. Орлов «Брат мой в Армию идет»;
2. С.А. Могилевская «Сказка о громком барабане»;

4-5 лет
Стихотворения
1. Я Абизов «Мать-Земля»;
2. М. Исаковский «Навек запомни»;
3. В. Высоцкий «Братские могилы», «Советский воин»;
4. Т. Трутнев «Победой кончилась война»;

Рассказы
1. С. Георгиевская «Галина мама»;
2. А. Митяев «Почему армия родная»;
3. В. Крупин «Отчовское поле»;
4. А Митяева «Дедушкин орден»;
5. Л. Кассиль «Твои защитники»;

5-6 лет
Рассказы

1. Л. Соболев «Батальон четверых»;
2. К. Селихов «На Красной площади парад»;
3.. С. Алексеев «Орлович – воронович»;
4. Е. Благинина «Шинель»;
5. С.П. Алексеев «Брестская крепость»;
6. Я. Длуголенский «Что могут солдаты»;
7. А. Гайдар «Война и дети»;
8. У. Бражнина «Шинель»;
9. Г. Черкашин «Кукла»;

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
рассказы

1. Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка-невидимка», «Иван-виллис», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат» и др.;
2. К. Паустовский «Волшебное колечко», «Похождения жука-носорога», «Стальное колечко»;
3. А. Митяев «Письмо с фронта», «Самовар», «Землянка»;
4. И. Туричин «Крайний случай»;
5. Л. Кассиль «Рассказы о войне», «Батарейный заяц», «Главное войско», «Памятник солдату», «Дорогие мои мальчишки»;
6. Юрий Герман «Как это было»;
7. А. Гайдар «Поход»;
8. Нисон Ходзы «Дорога жизни»;
9. В. Драгунский «Арбузный переулок»;
10. В Осеева «Андрейка»;
11. А. Платонов  «Никита»;
12. Г. Балл «Зелѐная шишка»;
13. Б. Зотов «Судьба командарма Миронова»;
14. С. Барузин «Рассказы о войне»;
15. С.П. Алексеев «Брестская крепость»;
16. Я. Тайц «Цикл рассказов о войне»;

стихотворения
1. С. Михалков «День Победы»;

Младший школьный возраст
рассказы, баллады

1. А. Митяев ««Отпуск на четыре часа», «Серьги для ослика», «Треугольное письмо», «Подвиг солдата», «Книга будущих командиров»;
2. С. Баруздин «Шёл по улице солдат»;
3. Б. Лавренёв «Большое сердце»;
4. Б. Рябинина «Последняя отрада»;
5. А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»;
6. К. Симонов «Сын артиллериста»;
7. С. Алексеев «Рассказы о войне»;
8. С. Баруздин «Шел по улице солдат»;
9. В. Богомолов «Иван», «Зося»;
10. А. Печерская «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
11. А Гайдар «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»;

Стихотворения
1. М. Исаковский «Слава народу»;
2. А. Игебаев «День Победы»;
3. С.Я. Маршак «Мальчик из села Поповки».

Старший школьный возраст, подростки, молодежь 
документальные издания

1. В. Пикуль «Барбаросса» – первый том последней, незавершенной дилогии «Площадь Павших борцов»;
2. Н. Шефов «Вторая мировая. 1939–1945. История великой войны»; «Битвы России»;
3. В. Исаев, А.В. Драбкин «22 июня – 9 мая. Вся Великая Отечественная», «Мифы и правда о Маршале Жукове», «Мифы и правда о Сталинграде»;
4. В.И. Чуйков «Сражение века»;
5. В. Варенников «От Сталинграда до Берлина»;
6. Э. Бивор «Сталинград»;
7. В. Краснов «Г. Жуков. Маршал Великой империи»;

Художественная литература

1. Ю.В. Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня»;
2. М.Н. Алексеев «Мой Сталинград»;
3. А.М. Золототрубов «Сталинград и Курск»;
4. М. Шолохова «Они сражались за Родину»;
5. В. Першанин «Сталинград. Мы – штрафники»;
6. С. Алексеев «Герои Великой Отечественной»;
7. Д. Медведев «Сильные духом»;
8. А Твардовский «Василий Теркин»;
9. С. Смирнов «Брестская крепость»;
10. Б. Балтер «До свидания, мальчики!;
11. Г. Я. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»;
12. С.П. Алексеев «Сто рассказов о войне»;
13. Е. Верейская «Три девочки»;
14. И. Миксон «Жила, была»;
15. А.П. Платонов «Взыскание погибших»;
16. Ю. Корольков «Партизан Леня Голиков»;
17. А. Очкин «Иван — я, Федоровы — мы»;
18. Ч. Айтматов, А. Алексин, Н. Дубов, А. Кузнецова, А. Лиханов «Повести и роман»;
19. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»;
20. В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи»;
21. В. Катаев «Сын полка»;
22. А. Лиханов «Последние холода»;
23. А.П. Соболев «Тихий пост»;
24. А.Н. Толстой «Русский характер»;
25. М. Шолохов «Судьба человека. Рассказы»;
26. Ч. Айтматов, А. Алексин, Н. Дубов, А. Кузнецова, А. Лиханов  «Повести и роман»;
27. Л. Кассиль «Улица младшего сына», «Дорогие мои мальчишки», «Противостояние»;
28. А. Сухова «Дети войны»;
29. Б. Васильев «В списках не значился»;
30. К. Д Воробьев. «Убиты под Москвой»;
31. С. Алексеев «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей»;
32. Л. Воронкова «Девочка из города. Повести»;
33. И. Токмакова «Сосны шумят»;
34. В. Каверин «Наука расставания. Загадка»;
35. И. Смольников — «Большой букет подснежников»;
36. В. Чудакова «Чижик — птичка с характером»;
37. Ю. Друнина «Память сердца»;
38. Н. Надеждина «Партизанка Лара»;
39. А. Маркуша «Я – солдат, и ты – солдат»;
40. А. Митяев «Письмо с фронта»;
41. А. Гайдар «Клятва Тимура»;
42. Н. Артюхова «Светлана»;
43. В. Катаев «Сын полка»;
44. А. Лиханов «Последние холода».


Я из детства ушел не как все,
А шагнул через пламя взрыва…
В молодом серебристом овсе
Мина мягкую землю взрыла.
Вновь засеяли землю весной,
От дождей оплыла воронка…
Трудно вырасти из ребенка,
Искалеченного войной.

Глеб Еремеев

Мы говорим «война» – и подразумеваем «большие слова» подвиг, патриотизм, Родина… Так было принято. Но мы хотим уйти от шаблона, заглянуть туда, куда редко достигал луч света, ведь, по сути, кроме имени-знамени Тани Савичевой и пятёрки пионеров-героев мы не знаем о «войне детей» – ничего. Да, тушили зажигалки на крышах, да, копали картошку и работали на огородах, да, писали письма домой под диктовку раненых бойцов о госпиталях, да, вязали тёплые варежки… Но что было с их миром, миром ребёнка, поколебленным голодом, разрухой, смертью любимых, старших? Они, ещё живые, могут вспомнить сейчас, поделиться воспоминаниями – но ничто не будет так ярко и достоверно, как дневниковые записи. Именно поэтому мы взялись за этот жанр. Для нас, журналистов «АиФ», задумавших этот труд – собрать под одной обложкой эти тексты, чего не было сделано ни в СССР, ни в современной России, – соприкосновение с детским миром военных лет оказалось потрясением. И мы хотим, чтобы его пережили и вы. Мы собрали всё, что могли. Архивные документы, семейные реликвии, уже видевшие свет книги… Их оказалось 35. Тридцать пять дневников советских детей. Ни один не похож на другие. Из тыла, с оккупированных территорий, из гетто и концлагерей, из блокадного Ленинграда и из нацистской Германии. Тридцать пять разных войн…
В эпоху переоценки самых важных человеческих ценностей, когда по Европе снова маршируют факельные шествия нацистов, такие свидетельства, как дневники детей войны, крайне важны. Они возвращают нас к себе, к земле, на которой мы родились… И если сегодня кого-то не пронимают свидетельства взрослых, то, может быть, проймут слова детей. И детям нынешним слышнее будут голоса их сверстников, а не взрослых, которые вещают с высоких трибун. Ведь одно дело, когда учитель у доски рассказывает тебе о войне, и совсем другое – когда это делает твой школьный товарищ.
Пусть и с разницей в 75 лет.