Пословица недаром молвится…

Литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа»

К.Д. Ушинский

В отделе «Школа развития» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» 14 октября прошел мастер-класс педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Хныкиной Ольги Николаевны по теме «Устное народное творчество как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста: из опыта работы творческого объединения «Живое слово». Эту тему Ольга Николаевна выбрала неслучайно, так как, обогащая образную сторону речи детей старшего дошкольного возраста, в своей работе использует воспитательный потенциал произведений малых фольклорных жанров, а именно: потешек, пословиц, поговорок, загадок, прибауток, русских народных сказок, песенок.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней, что является важным и особенно актуальным, поскольку 2022 год указом президента объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Целью мастер-класса является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах применения на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста малых фольклорных форм устного народного творчества.

Педагог в практической части продемонстрировал на присутствующих гостях мастер-класса (педагогов центров раннего развития), использование разнообразных приемов заучивания скороговорок (повторение скороговорок по ролям – группами; изменение в тексте места логического ударения; выполнение задания творческого характера; разучивание скороговорок в форме диалога, построенного по типу «вопрос – ответ» и др.).

Развитию способности к анализу, обобщению, по мнению О.Н. Хныкиной, способствуют загадки. Ольга Николаевна классифицировала и дала методические рекомендации по введению в образовательную деятельность соответствующих видов загадок: загадки–метафорические образы, загадки–сравнения с другими предметами, загадки–противопоставления.

Для лучшего запоминания и сохранения сюжетной линии в рамках работы со сказками педагог применяет метод моделирования, где сначала детям показываются модели из картинок с изображением эпизодов знакомых сказок; после этого в качестве символов-заместителей используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет; затем на последующих этапах выбираются детьми заместители, без учета внешних признаков объекта, в этом случае они ориентируются на качественные характеристики объектов (злой, добрый, трусливый).

Особенно подробно Ольга Николаевна остановилась на пословицах и поговорках, методических приемах использования прямого и переносного их смысла (работа на конкретных, специально подобранных литературных произведениях; специфика проведения игры-соревнования, кто больше назовет пословиц; игра – «Озорные звуки», в которой детям нужно найти в пословицах и поговорках «озорные звуки», которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл и др.).

Данные приемы работы нашли применение на открытом занятии с детьми по теме «ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ…», цель которого: развитие связной речи при составлении рассказов по сюжетным картинам о пословицах. На занятии обучающиеся упражнялись в подборе слов-антонимов; в отгадывании пословиц по рисункам; рассказывали о смысле знакомой пословицы, объясняя прямой и переносный ее смысл; составляли рассказы по сюжетной картине и подборе нужной пословицы к рассказу. Работа в парах наглядно продемонстрировала четко выстроенную систему воспитательной работы (воспитание ответственности, взаимовыручки, взаимопомощи и др.).

Мастер-класс Хныкиной Ольги Николаевны оставил впечатление профессионально разработанного и проведенного методического мероприятия по обобщению опыта работы педагога.

Но вместе с тем, хотелось бы порекомендовать Ольге Николаевне использовать в педагогической деятельности специализированную информационную литературу, в соответствии с возрастом обучающихся (например, по данной теме «Словарь пословиц и поговорок»).

Автор: Михайлова Ольга Владимировна,

методист методического отдела МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *