Как научить мыслить, рассуждать и рассчитывать, как шахматист

«Комбинация – душа шахмат».
Александр Алехин

Шахматы учат не только принимать в расчет отдельные факторы, где происходят в данный момент события, но и распределять внимание на весь фронт борьбы, предвидеть дальнейшие события, планировать их, как запасной вариант. Это очень важное для жизни свойство – «видеть» в сложной ситуации многое и оценивать достаточно глубоко – хорошо закрепляется в условиях шахматной борьбы. Не случайно известный шахматный педагог Н. Греков на основании долголетних наблюдений отметил, «я делаю вывод, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьёзного их увлечения шахматами и, несомненно, являются следствием именно указанной особенности воздействия шахмат на психику». Дисциплинируется мышление, стимулируется развитие фантазии, воображения и способности предвидения.

12 апреля 2023 г. состоялось заседание Городского методического объединения направления «Шахматы» на тему «Развитие комбинаторного мышления по шахматам». Мероприятие состоялось на базе Многопрофильного центра дополнительного образования детей г. Оренбурга. Всего приняли участие 6 педагогов из 4 УДО г. Оренбурга: ДТДиМ, СДТТ г. Оренбурга, ЦДТ г. Оренбурга, СЮТ.

В начале встречи руководитель ГМО, педагог дополнительного образования МАУДО «МЦДОД» Любовь Александровна Сычева познакомила всех с программой заседания и предложила всем участникам попробовать дать ответ, что такое «комбинаторное мышление» и «комбинационное зрение».

Более подробно с понятием «Комбинационное зрение» познакомил всех педагог дополнительного образования отдела «Пламя» МАУДО «ДТДиМ» г. Оренбурга Коннов Алексей Алексеевич. Этот термин был введен Михаилом Ботвинником и является одной из разновидностей шахматного мышления. Комбинационное зрение – это способность шахматиста предвидеть возможность комбинаций, и как правило считается, что это природное качество шахматиста. Но…его можно развивать любому желающему путем систематических тренировок – разбора партий, типичных комбинаций, решения задач, этюдов и т.д.

О «комбинаторном мышлении» и формировании интеллектуальных способностей рассказала сама Любовь Александровна, представив интересную презентацию. Комбинаторное мышление – это сложная интеллектуальная функция, основу которой составляет установление элементарных логических связей между элементами задачи и перебор различных вариантов ее решения. В ходе заседания Любовь Александровна представила свой опыт работы и провела мастер-класс «Диагностика и упражнения на тренировку интеллектуальных функций», на котором познакомила педагогов с примерным перечнем учебного материала и с упражнениями на тренировку таких интеллектуальных функций как внимание, оперативная память, воображение, комбинаторное, логическое и творческое мышление. Все упражнения с забавными названиями «Завтрак слона», «Координатная пиксельмания», «Шахматные шифровки», «Остров сокровищ» вызвали огромный интерес у коллег и взяты на вооружение для дальнейшей работы с обучающимися своих творческих объединений.

Венера Сергеева, методист МАУДО “ДТДиМ”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *