Ценностные ориентиры в системе дополнительного образования
Продолжение темы пленарного заседания Августовского совещания «Формирование традиционных ценностей в системе образования города Оренбурга: современный взгляд» прозвучало на Городском методическом объединении «Методисты», которое состоялось 27 августа в МАУДО «Центр развития детского и юношеского творчества».
Руководителем ГМО Андроник В.А. был представлен опыт работы по вопросу «Воспитание ценностных ориентиров у детей и подростков в учреждении дополнительного образования», определив конечной целью воспитания такие традиционные ценности, как: доброта, любовь, здоровье, потребность в труде, чувство собственного достоинства, способность к творчеству, к самовоспитанию и саморазвитию.
Это в идеале. В жизни наблюдается несколько иное: для современного молодого поколения очень часто доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов является материальное благополучие. Жизненный успех связывается с предприимчивостью, умением заработать деньги, а не с талантом, знанием и трудолюбием. Эгоистичный индивидуалистический настрой (сам за себя) ставится выше гуманных отношений, взаимопонимания, и взаимопомощи. Исправить данную ситуацию может дополнительное образование, которое выступает как инструмент формирования ценностного мира ребенка. И это не просто набор кружков и секций, а гибкое пространство образовательных возможностей ребенка, пространство его неформального образования.
Об опыте работы по вопросу «Воспитательная составляющая дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: возможные решения и практики» рассказала Панченко Т.П.: воспитание – стратегический общенациональный приоритет, а традиционные российские духовно-нравственные ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. При этом подчеркнула, что в процессе обучения на развитие личности ребёнка влияют содержание образования, методы обучения, используемые организационные формы, отношения между участниками процесса обучения, на которые влияет личность педагога!
В заключении педагогом Хмарской Е.Н., работающей по программе «Светоч», была показана театрализованная деятельность как форма проблемно-ценностного общения.
Васильченко В.Н., методист МАУДО «ДТДиМ»