Боевые искусства: воспитание Защитника
Моя семья – мое главное богатство
Костя Цзю
Современные семейные ценности появляются в результате развития социума и его взглядов. Как спланировать работу педагогу дополнительного образования, чтобы ребенок принял ценности своих родителей и общества? Какие эффективные формы работы применить?
На городском методическом объединении по направлению «боевые искусства» по теме «Воспитание семейных ценностей: партнерство семьи, творческого объединения и общества», прошедшем 13 ноября 2024 года в МАУДО «Многопрофильный центр дополнительного образования детей», педагоги обсудили вопрос взаимодействия с семьями учащихся на предмет формирования у подрастающего поколения такой важной ценности, как семья, воспитания семейных ценностей (любовь и доверие, взаимопомощь и уважение, понимание и доброта…).
Цель городского методического объединения – оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации взаимодействия с родителями обучающихся и повышения психолого-педагогической культуры родителей.
Методические приемы и формы работы, озвученные Гаранкиной Людмилой Юрьевной, известны и преподаются в педагогических колледжах и институтах, но у присутствующих педагогов дополнительного образования вызвали интерес мероприятия в структуре взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса «семья – руководитель творческого объединения – общество». А именно, следующие формы общения по популяризации семейных ценностей:
Информационно-аналитические (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности):
изучение особенности семьи (составление социально-демографического портрета семьи, проведение индивидуальных консультаций, бесед, посещение учащихся на дому);
проведение социологических срезов, опросов.
Познавательные (ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей; формирование у родителей практических навыков воспитания детей):
тренинги;
проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме;
мини-собрания;
педагогическая гостиная;
игры с педагогическим содержанием;
яркие, короткие, эмоционально насыщенные видеоролики, аудиоматериалы.
Досуговые (установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми):
совместные досуги, праздники (семейные фитнес-марафон «Елка в кроссовках», квест-игры, шахматные турниры и др.);
фестивали семейного творчества (спортивная семья).
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские (ознакомление родителей с работой учреждения, особенностями воспитания детей; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии ребенка):
информационные проспекты для родителей;
демонстрация достижений ребёнка;
буклеты и брошюры, издаваемые ОО для родителей;
дни (недели) открытых дверей;
открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.
Педагоги дополнительного образования смогут целенаправленно и качественно готовиться к таким мероприятиям, используя разнообразные ресурсы, привлекая к совместной деятельности психологов, педагогов-организаторов и др. узких специалистов по мере необходимости.
Таким образом, о формах работы с родителями можно говорить много. Каждый педагог имеет свои «секреты» в их подготовке и проведении. Также рекомендации по организации общения педагогам с родителями были озвучены Мамбеталиной Региной Галиуловной.
Как научить ребенка учиться? Как помимо спортивной выносливости развивать интеллектуальную? На эти и другие вопросы присутствующие нашли ответы в выступлении Блиновой Галины Леонидовны.
Однозначно, разнообразные формы помогают педагогу и родителям понять лучше друг друга, взаимодействовать в обучении, развитии и воспитании детей. Чуриков Сергей Александрович на основе своих наблюдений и педагогической практики сделал вывод, что успех ребенка всецело зависит от успеха триады «семья – руководитель творческого объединения – общество».
Понятно, что обобщенный опыт работы всех выступающих и присутствующих заслуживает внимания, особенно в Год семьи, объявленный Президентом РФ В.В. Путиным, по сохранению традиционных семейных ценностей как основы преемственности поколений, принадлежности к истории своего рода.
Михайлова Ольга Владимировна,
методист методического отдела