Психология – неотъемлемая часть шахмат.
Чтобы достичь больших высот, необходим
правильный настрой и позитивное мышление.
Психологическая подготовка чрезвычайно важна для юного шахматиста. Современное образование требует делать акцент на личностно ориентированное, развивающее образование детей. А современная система подготовки юных шахматистов строится с учетом всех психических процессов ребенка, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей.
14 января 2025 года на базе Многопрофильного центра дополнительного образования детей г. Оренбурга состоялось заседание ГМО направления «Шахматы» на тему «Психологические аспекты 2-го года обучения шахматам». Одним из актуальных и важнейших направлений повышения эффективности и качества подготовки юных шахматистов является использование при организации занятий с начинающими шахматистами психологической подготовки – обучение детей проигрывать.
Педагоги учреждений дополнительного образования г. Оренбурга, работающие по данному направлению, познакомились с опытом работы коллег МАУДО «МЦДОД» и МАУДО «СДТ» Промышленного района. Также приняли активное участие в работе педагогической лаборатории под руководством педагога дополнительного образования МАУДО «МЦДОД» и руководителя ГМО Сычевой Л.А. Она обратила внимание коллег, насколько очень важно проводить совместную работу у доски вместе с учениками: «… Решение комбинаций помогает находить выигрышные ходы на доске и развивает логику, учит строить гипотезы, проверять и отвергать, спорить и утверждать. А в споре, как известно – рождается истина, подстёгивается, укрепляется и развивается интерес. Сотрудничество с учащимися в достижении общей цели – найти верное решение. Отметить правильный ход мыслей. Оценить каждого ученика за его старание и поиски. Развиваем, дисциплинируем, мотивируем и формируем, сотрудничая в доброжелательной атмосфере. Таковы основные психологические аспекты для поддержания и развития интереса к шахматам».
В процессе работы лаборатории педагоги получили диаграммы для построения наводящих вопросов, которые помогли учащимся-шахматистам выстроить логическую цепочку, установить причинно-следственную связь и найти решение. Педагоги и дети искренне были вовлечены в игру. А когда каждый ребёнок понимает свою причастность, важность и необходимость – он активен и не может остаться равнодушным в стороне.
На тренировочных занятиях начинающему шахматисту особенно необходимы психологическая поддержка и учет индивидуальных особенностей. И только педагог обладает исключительной возможностью целенаправленно влиять на развитие таких психических процессов как память, внимание, мышление, помогая учащимся полностью реализоваться как профессиональному шахматисту.
Сергеева В.Р.
методист ДТДиМ




