НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ 2019 ГОДА

В 2019 году в рамках городской недели психологии проведено 15 мероприятий.
Формы проведения: семинары, практические занятия, психологические тренинги, мастерские, беседы, игры.
Участники: педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, преподаватели СУЗов и ВУЗов, специалисты учреждений социальной защиты населения, родители, учащиеся школ.

На протяжении всей жизни мы играем те или иные роли, прячемся за масками от страха быть собой. Из этого формируется чувство неуверенности в себе, которое в глубине души большинство людей проносят через всю свою жизнь. Как бы они ни вели себя, они ощущают эту неуверенность, даже если не признаются в этом самим себе! Глубоко скрытая или явная, осознанная или нет, неуверенность и порождает страх быть собой, страх открытого общения – и в итоге мы прибегаем к играм, к маскам и ролям, которые создают видимость общения и видимость жизни, но не способны принести ни счастья, ни успеха, ни удовлетворение.

Тематика городской Недели психологии учреждений дополнительного образования, которая успешно прошла с 25 февраля по 1 марта 2019 года, была направлена на раскрытие внутреннего потенциала каждой личности и поиск гармоничных отношений с разными категориями людей. Таким образом, содержание психологических мастерских, тренингов и бесед способствовало поиску своей роли и себя в этой жизни.

Актуальная проблема современного общества – увлеченность подрастающего поколения виртуальным миром и уход от реальных эмоций и чувств. Данная ситуация приводит к тому, что дети начинают мыслить формально, навязанными шаблонами и теряют способность к самовыражению и рассуждению. Данной проблеме было посвящено занятие Школы психологических знаний педагога – психолога МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи» Любови Аркадьевны Божко. Тема – «Развитие понятийного мышления на занятиях в УДО» – своевременна и необходима для детской и взрослой аудитории. Данная проблема была рассмотрена участниками на примере научно – популярного фильма «Клиповое мышление» и составлен план использования  приемов развития понятийного мышления в повседневные занятия педагогов дополнительного образования. В результате педагоги, посетившие данное мероприятие, пришли к выводу о необходимости внесения в занятия заданий на развитие мышления, внимания, памяти, коммуникативных качеств личности.

Восприятие любой ситуации и мира в целом зависит исключительно от типа мышления самого человека, поэтому мастерская «Сила мысли» Екатерины Владимировны Судаковой, педагога – психолога МБУДО «ДТДиМ» была направлена на формирование образа позитивного мышления человека. Впервые в истории проведения Недели психологии УДО участниками мастерской стали ученики школы, сами изъявившие желание повысить уровень своих психологических знаний. После мероприятия подростками были высказаны следующие пожелания: организовать сотрудничество на постоянной основе педагогов – психологов дополнительного образования с Гимназией № 5, чаще проводить подобные встречи с учащимися. Знания, полученные на мастерской актуальны и необходимы для успешной жизни и профилактики аутодеструктивного поведения подростков. По итогам рефлексии обучающиеся оценили вклад ведущего в развитие их личности в среднем на 8 баллов из 10, что говорит о высокой результативности мероприятия. Екатерине Владимировне удалось создать доверительную обстановку во время общения с детьми, благодаря этому они свободно высказывали свое мнение, доверяя психологу свои мысли.

В связи с высокой информатизацией и техническим усложнением окружающей нас действительности, запоминанием информации по дому, учебе, работе важно развивать внимание и память с детства и продолжать их тренировать всю жизнь. Педагог – психолог МБУДО «ДТДиМ» Елена Александровна Гузеева на своей мастерской познакомила участников с играми, тренирующими память и внимание взрослых. Все присутствующие педагоги оценили мероприятие на «отлично» и высказали слова благодарности за интересную тему, полезную информацию, позитивную атмосферу, грамотные и содержательные ответы на вопросы, познавательные игры для развития памяти, необходимые каждому заинтересованному в своем развитии человеку.

Два мероприятия Недели психологии были  посвящены метафорическим ассоциативным картам (МАК), пользующимся все большей популярностью в среде психологов, коучей, тренеров. МАК представляют собой набор с изображениями людей, событий, природы, абстрактных образов или слов, объединенных одной темой и идеей автора. Каждая колода содержит инструкцию с описанием и рекомендациями для работы.

Первое мероприятие – семинар – практикум «Что мешает быть счастливым? Путь к мечте!» психолога, волонтера Недели психологии Пономаренко Елены Салаватовны. В содержание практикума включены темы: «Окна и двери», «Огонь, мерцающий в сосуде», «Из сундучка прошлого», «Кнуты и пряники» и т.д. На семинаре просматривалось два направления работы: личностное и методическое. В личностном плане у участников была возможность задуматься над своими жизненными целями, встретиться со страхами, мешающими их реализовать, найти путь преодоления препятствий на пути к достижению поставленной цели. В методическом плане Елена Салаватовна продемонстрировала технологию ТВОРЕЦ (Т-ты знаешь, чего хочешь, В – выбираешь самое важное, О – определяешь путь, Р – решаешь, что мешает, Е – если нужны ресурсы, оглянитесь, они рядом, Ц – цена устраивает, рефлексия образа достижения мечты), а также сформировала образ исследовательского пути специалиста в практике психологического консультирования, диагностики и коррекции с помощью метафорических карт.

Второе мероприятие – мастерская Марии Игоревны Колчановой, педагога – психолога отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МБУДО «ДТДиМ». Тренер познакомила участников с метафорическими картами «1000 дорог». Данная колода содержит картинки, которые достаточно детализированы, чтобы «запустить» воображение, но при этом многозначны и не конкретны, допускают двоякое толкование в зависимости от установок работающего с ними человека. Работа на мастерской помогла задуматься над своей дорогой жизни, скорректировать путь к достижению поставленной цели. После мероприятия участники высказали слова благодарности ведущему за теплую доброжелательную атмосферу во время встречи, желание изучить работу с метафорическими картами подробнее, чаще посещать подобные мероприятия.

Инклюзивное образование – одно из важнейших направлений развития системы общего и дополнительного образования Российской федерации. В связи с этим три мастерские Недели психологии посвящены изучению психологии «особенных» детей и способам эффективного взаимодействия с ними.

Так педагогами – психологами «Центра психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» МБУДО «ДТДиМ» были проведены две мастерские:

Первая мастерская – «Альтернативное общение с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами». Ведущими стали педагоги-психологи с многолетним опытом работы с данной категорией детей: Вуколова Ирина Владимировна, Семенова Татьяна Станиславовна, Бочарова Наталья Владимировна. В данном мероприятии приняли участие как педагоги дополнительного образования, педагоги – психологи, так и родители «особенных» деток. Лучшей наградой за проведенное мероприятие  стали слова благодарности от родителей детей с ограниченными особенностями здоровья.

Вторая мастерская – «Мир глазами детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)» Татьяны Павловны Добрыниной.  В ходе мероприятия тренер представила теоретические аспекты организации образовательного процесса с детьми данной категории, а так же  предложен ряд игр, направленных на решение проблем детей с СДВГ. Педагоги и студенты,  посетившие мероприятие, отметили «хорошее сочетание теории и практики, доступность и последовательность подачи материала, а также профессионализм ведущего».

Интегративным подходом к организации занятий с детьми поделилась на своем тренинге «Мир особого ребенка» Головачева Наталья Александровна, педагог – психолог МАУДО «Детский эколого-биологический центр».  Упражнения тренинга помогли участникам  разобраться в особенностях взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В ходе работы педагоги прониклись тем, что испытывают и чувствуют дети с ОВЗ, проанализировали свои жизненные ресурсы для развития собственного потенциала при работе с «особенными» детьми.

Профессиональная деятельность человека является одной из причин деформации его личности. Многие исследования показывают, что педагог – это профессия, которая в большей степени подвержена влиянию выгорания. Это связано с тем, что в современных условиях его деятельность буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, высокая ответственность, необходимость быть все время в форме. Об этом  очень хорошо сказал поэт и актер Евгений Евтушенко:
«Бессердечье к себе – это тоже увечье.
Не пора ли тебе отдохнуть?
Прояви, наконец, сам к себе человечность,
– Сам собою побудь…».

Решить данную проблему помогла психологическая мастерская «Мотивация к саморазвитию и личностному росту педагогов в условиях учреждений дополнительного образования» Рысёва Артёма Алексеевича и Колесниченко Алёны Сергеевны, педагогов – психологов МУДО «Многопрофильный центр дополнительного образования». Участвуя в мероприятии, педагоги раскрыли свои внутренние ресурсы для профилактики профессионального выгорания и личностного роста.

Неумение человека управлять своим эмоциональным состоянием, попадать в «ловушки эмоциональной зависимости» – еще одна причина  играть роль, идущую не от сущности самого человека, а навязанную той ситуацией, в которой он находится. Людям свойственно испытывать эмоции и чувства. Внешние проявления этих чувств и эмоций могут быть очень разными. Это зависит от темперамента, воспитания, уровня интеллектуального развития и т.д., но чувства и эмоции есть у любого человека. Естественно, что их можно и нужно контролировать, эта тема была рассмотрена на мастерской Ольги Викторовны Березуцкой, педагога-психолога МАУДО «Центра воспитательной работы «Подросток». Используя презентацию  и практические упражнения, Ольга Викторовна познакомила присутствующих с наиболее распространенными «эмоциональными ловушками» и способами эмоционального реагирования и управления своими эмоциями. Результат – желание педагогов использовать данные приемы в своей жизни и научить им своих близких.

Ежедневно человеку приходится сталкиваться с различными стрессовыми ситуациями. 

Этого невозможно избежать, но можно научиться справляться с этим состоянием и уменьшать его негативные последствия. Каждый субъект использует разные копинг механизмы, которые присущи именно его характеру и темпераменту. Мастерская  Вероники Дмитриевны Кудаевой «Копинг – стратегии в жизни» помогла педагогам оценить свое поведение в стрессовой ситуации, познакомиться с новыми способами реагирования, проанализировать и выбрать самые эффективные стратегии поведения для разрешения той или иной ситуации. Мастерская прошла в игровой форме с теоретическим осмыслением каждого упражнения. Вероникой Дмитриевной была создана теплая, дружеская обстановка. В результате участники получили массу положительных эмоций, лучше узнали себя, установили новые профессиональные связи.

В целом Неделя психологии прошла в рабочем, продуктивном режиме. Содержание мастерских было разнообразным, направленным как на личностное, так и на профессиональное развитие участников. Каждый участник играл свою роль, примерял новые маски, сохраняя при этом человеческое лицо и собственное достоинство.

Анализ тематики проведённых мероприятий  позволяет выделить наиболее востребованные направления:

Работа с детьми особой заботы.

Развитие личностных и познавательных качеств: мышления, памяти, эмоционального интеллекта.

Профилактика эмоционального выгорания и развитие стрессоустойчивости.

Впервые участниками стали учащиеся школ, что, по мнению организаторов, является новым направлением работы Недели психологии. Дети, принявшие участие, отметили большую пользу для их личностного развития и изъявили желание постоянно посещать подобные мероприятия.

В мероприятии приняли участие воспитатели ДОУ, преподаватели и студенты колледжей и ВУЗов. В дальнейшем планируется продолжить работу по увеличению числа участников и ведущих городской Недели психологии УДО.