Рекомендации психолога педагогам

Стрессы в жизни и педагогической практике.
Способы борьбы со стрессом.

Харитонова Н.В., педагог-психолог методического отдела ДТДиМ

Быстрые темпы современной жизни, пандемия, введение новых форм работы, высокие требования, предъявляемые к образованию и педагогам, приводят к тому, что стрессы сопровождают повсюду. Порой уровень стресса превосходит реальные возможности человека во много раз, что приводит к ухудшению здоровья и самочувствия, к трудностям в работе, поэтому данная тема была актуальна для педагогов. На мастерской мы рассмотрели основные понятия: «стресс», «профессиональный стресс», «стрессор». Обсудили варианты борьбы со стрессами как в жизни, так и на рабочем месте. Каждый участник взял для себя что-то новое и полезное.
Не будем углубляться в теорию, но вспомним, что стресс – это общая неспецифическая реакция организма в ответ на любое внешнее воздействие. Профессиональный стресс- многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в международной классификации болезней (МКБ10). По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег, долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, недостаточная оплата труда, однообразная деятельность или отсутствие карьерных перспектив. Вероятно многим знакомо состояние стресса на рабочем месте.  
Однако, стрессов не бывает только у мертвых. Если вы живете активной жизнью, то стрессовые ситуации неизбежны. Стоит ли бояться стресса? Всегда ли стресс – плохо?  Оказывается нет! Не всегда стресс- плохо! В ситуации «хорошего» стресса или эустресса организм мобилизуется, и это становится хорошей тренировкой для сердечно-сосудистой системы, для ума и для развития личности, поскольку успешное преодоление препятствий повышает уверенность в своих силах, самооценку, а приобретенные в процессе знания и компетенции пригодятся в работе. Значит, не стоит бояться стрессов, нужно учиться ими управлять. Плохо, когда стрессов много, когда они накапливаются, когда человек не умеет справляться со стрессовыми ситуациями и истощается.
Узнать, имеет ли накопленный стресс (дистресс) место в вашей жизни можно, примерив на себя, приведенные ниже утверждения. Если вы согласны с утверждением засчитывайте себе 1 балл.

  1. Нет сил с самого утра.
  2. После отдыха или расслабления напряжение в теле быстро возвращается.
  3. Часто вообще ничего не хочется.
  4. Регулярно наступает полная аппатия.
  5. В жизни мало красок, ощущение серости.
  6. Не успеваешь восстановиться за выходные.
  7. Не получается отдыхать.
  8. Новые желания, идеи давно не появляются.
  9. Ощущение потери смысла, бессмысленности.
  10. Энергия заканчивается до окончания дня.
  11.  Новые возможности пугают, страх нового.

Если вы ответили «да» на 1 или 2 утверждения, то в вашей жизни все в порядке. О накопленном стрессе пока речи не идет. Преодолевать стрессовые ситуации вам помогут приемы саморегуляции. Смех, юмор, прогулки на свежем воздухе, купание в солнечных лучах, музыка, чтение стихов, дыхательные упражнения…Нет универсального способа саморегуляции. Каждый выбирает то, что ему по душе, что дает ресурс и энергию. Но если вы владеете приемами саморегуляции, то это поможет вам сохранить здоровье и работоспособность в стрессовых ситуациях.
Если у вас 5-6 утвердительных ответов, то вам необходимо задуматься, что в вашей жизни не так. Возможно, настало время пересмотреть приоритеты, и обратить внимание на себя и свое здоровье. На этом этапе возможно самому проанализировать свои стрессоры, понять, вводит вас в состояние стресса, что забирает вашу энергию.  Вспомнить, что поднимает вам настроение, дарит радость, это поможет найти свои способы саморегуляции, релаксации.
Если утвердительных ответов у вас больше 6, то вам необходимо обратиться к специалисту, который поможет вам разобраться в причинах накопленного стресса и найти ресурсы для его преодоления. Вы можете записаться на консультацию к психологам ДТДиМ по телефону: 70-25-89

Несколько советов эффективного стресс-менеджмента

-Планируйте свое время.
-Оценивайте свои возможности (некоторые переоценивают, некоторые недооценивают)
-Находите время для себя.
-Правильно питайтесь (не менее трех раз в день)
-Сон не менее 7 часов (или хотя, бы 1 раз в неделю «пока не надоест»)
-Физическая активность (спортзал, прогулки, движение)
-Путешествия (даже раз в месяц вылазка на природу, с полным отвлечением от работы, отключением телефона это уже хорошо)
-Общение с психологом (лучше плакать у психолога, чем смеяться у –психиатра)
-Найдите свое ресурсное место, занятие.

И в заключение хочется напомнить слова Чарльза Свиндолла «Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того, как мы на это реагируем».

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ 
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ

Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа «Эта работа – сплошная головная боль!»

Э. Берн

   В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный). Что такое синдром профессионального выгорания?

  Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

  Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения. В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Стадии профессионального выгорания

  Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; 
  • возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ

  • возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта профессионального выгорания

Первый — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА 

Психофизические симптомы:

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА

Социально-психологические симптомы:

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА 

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель затрудняется в принятии решений;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Диагностика уровня эмоционального выгорания

Что делать, если Вы заметили первые признаки выгорания?