Городское методическое объединение 2018 год

15 ноября 2018 года на базе Детского эколого-биологического центра состоялось Городское методическое объединение «Психологическое сопровождение  детей с ОВЗ и их родителей» для педагогов-психологов дополнительного образования.

Выступающими было подчеркнуто: рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии, влияющем на их отношение к своим детям. Семье, столкнувшейся с подобными трудностями, необходимо оказывать эффективную помощь в воспитании ребёнка с ОВЗ. А это сложный процесс, который требует специальных знаний. Целью работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ и является повышение педагогической, психологической компетенции родителей, помощь семье по адаптации  и интеграции таких детей в общество.

Вуколов Ирина Владимировна, педагог-психолог ЦППРД «Орион» Дворца творчества детей и молодежи, рассказала о стратегии и тактике поведения педагога-психолога в ситуации сопровождения семьи, воспитывающей ребенка (детей) с ОВЗ, выделила три  категории родителей:

  1. родители, эмоционально принимают особенности ребенка,адекватно его оценивают, и стараются активно развивать;
  2. родители эмоционально не принимают особенности своего ребенка, при этом настаивают на высоких результатах в любой деятельности;
  3. родители эмоционально не принимают особенности своего ребенка и не проявляют  активности в его развитии.

Педагоги-психологи на практике попробовали выработать тактику поведения с каждой категорией семей. Были выделены приоритетные направления в работе:

  1. оптимизация психологического состояния родителей детей с ОВЗ;
  2. устранение психолого-педагогической безграмотности родителе;
  3. гармонизация детско-родительских отношений, психологического климата в семье.

В ЦППРД «Орион» выработан свой  алгоритм психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и их родителям:

  1. первичная диагностика ребенка с ОВЗ;
  2. составление индивидуального маршрута работы с ребенком с ОВЗ и его семьей;
  3. коррекционно-развивающая работа;
  4. повторная диагностика.

Алёна Олеговна Малыгина, педагог-психолог Станции детского и юношеского туризма и экскурсии, познакомила участников ГМО со способами работы по повышению самооценки детей с ОВЗ, предложила диагностический материал и провела арт-терапевтические упражнения.

Итак, помощь ребенку, отстающему в развитии, дело очень тонкое и деликатное, которое требует от взрослого готовности принять такого ребенка вне зависимости от реальных  учебных возможностей и особенностей поведения, состояния психического и физического здоровья.

По мнению Ш. А. Амонашвили “Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его не хватало миру. Он путь для мира, так же, как мир есть путь для него. И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом. А душою он -носитель Истины, Бессмертия, Беспредельности. В нём предназначение, миссия.Служение своей миссии даст его духу восхождение… И каждый, кто воспитает ребёнка,будет соработником у Бога”.

Судакова Е.В. педагог-психолог высшей квалификационной.

_6uPo_wnM4k
e-R3ZqxE9qU
II0ACEhaO5s
kVBvDJCpuJ0
mQrepW3Nrkg

19 апреля 2018 года состоялось методическое объединение педагогов-психологов по теме: «Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми».

Присутствовали 12 человек: 11 педагогов – психологов из 5–ти учреждений дополнительного образования (МБУДО «ДТДиМ», МБУДО «ЦДТ г.Оренбурга», МАУДО «ДЭБЦ», МАУДО «ЦДТ Промышленного район», МБУДО «МЦДОД») и методиста МБУДО «ЦДТ г. Оренбурга»

 Педагогами – психологами МБУДО «ЦДТ г. Оренбурга» была подготовлена выставка методической продукции и литературы, разработан глоссарий по теме методического объединения.

 В основной части методического объединения были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Категория«Одаренные дети»: понятия, виды, показатели. Содержание психологического сопровождения работы с одаренными детьми.
  2. Проблемы организации диагностической работы с одаренными детьми и ее содержание.
  3. Консультативная работа с родителями в области работы с одаренными детьми.
  4. Индивидуальный образовательный маршрут, как форма работы с одаренными детьми.

Анастасия Михайловна Ксенофонтова, педагог – психолог МБУДО ЦДТ г. Оренбурга, раскрыла понятие «одаренный ребенок», познакомила присутствующих с видами одаренности и показателями проявления способностей ребенка выше нормы, представила схему работы своего центра по психологическому сопровождению одаренных детей.

 По проблеме организации диагностического исследования одаренности ребенка выступила Нуркаева Гулжайнар Тинштикбаевна, педагог – психолог ЦДТ г. Оренбурга. Для решения поставленной проблемы ею был представлен опыт своего центра, основанный на применении карты предметной пробы, разработанной методистами ЦДТ г.Оренбурга.

Любовь Аркадьевна Божко, педагог – психолог МБУДО «ДТДиМ», предложила участникам методического объединения представить себя в роли родителей детей, посещающих учреждение дополнительного образования, и провела групповую консультацию. В процессе дискуссии психологами были даны ответы на следующие вопросы:

  • Какого человека можно назвать успешным?
  • Что необходимо человеку, чтоб реализовать себя в жизни?
  • Какие условия необходимо создать родителям для реализации потенциала ребенка?
  • Какие наши действия могут привести к повышению уверенности у ребенка?
  • Как развить в ребенке уверенность в себе?
  • Чему надо научить ребенка, чтоб он вырос уверенным в себе?
  • Как нужно хвалить ребенка?
  • Как сделать критику конструктивной?
  • Какие семейные традиции могут способствовать реализации детского потенциала и воспитанию уверенность в себе?

В завершении консультации Любовь Аркадьевной было предложено упражнение «Мое солнышко», помогающее родителям сделать акцент на позитивном восприятии своего ребенка.

Методист Чекурова Римма Наильевна из МБУДО «ЦДТ г. Оренбурга» поделилась опытом по разработке индивидуального образовательного маршрута для одаренного ребенка.

Психологами Центра детского творчества г. Оренбурга были предложены кейсы на разрешение ситуаций с одаренными детьми в детском коллективе и во взаимоотношении одаренного ребенка с родителями, навязывающими путь развития без учета способностей ребенка.

Ксенафонтова А.М. провела анкетирование «Оценка результативности работы на мероприятии». По 10 – бальной шкале методическое объединение было оценено педагогами – психологами следующим образом:

  • Уровень организации мероприятия – 9,5 балла;
  • Актуальность данной темы для участников мероприятия – 9,8 баллов;
  • Научность и конкретность представленного материала – 9,2 балла;
  • Полнота освещения темы – 8,8 балла;
  • Степень удовлетворенности мероприятием – 97%;
  • Неудовлетворенные ожидания у участников отсутствуют.

Участниками были высказаны следующие предложения:

  • Добавлять в методические объединения больше практических примеров
  • Показать занятие психолога с одаренным ребенком
  • Рассказать,как выстроить индивидуальный образовательный маршрут внутри общей программы.

Любовь Аркадьевна подвела итог встречи и предложила разработать темы методических объединений на следующий учебный год. В ходе опроса были предложены следующие темы:

  1. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ и их родителей.
  2. Профилактика деструктивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  3. Песочная терапия в работе психолога образовательного учреждения (опыт работы).
  4. Особенности работы с детьми, имеющими диагноз “ранний аутизм”.

Руководитель ГМО педагогов –психологов УДО Божко Л.А.


18 января 2018 года состоялось методическое объединение педагогов-психологов по теме: «Современная игрушка: польза и вред».

Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!Б. П. Никитин

Участниками методического объединения стали 17 человек: педагоги-психологи и педагоги дополнительного образования из 8-ми учреждений дополнительного образования города Оренбурга, научный руководитель психологической службы ДТДиМ, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Якиманская И.С.

В ходе мероприятия был произведен психологический анализ современного рынка игрушек, разработаны рекомендации для родителей и педагогов по выбору игрушек для детей:

  1. Покупая игрушку, необходимо иметь четкие представления о том, что она развивает в ребенке.
  2. Создавать детям игровую среду из разных игрушек.
  3. Развивать фантазию ребенка для игры посредством чтения сказок и просмотра «полезных» мультфильмов.
  4. Организовывать совместные игры с ребенком, в процессе которых расширять игровой потенциал игры и игрушки.
  5. Наблюдать за игрой ребенка и строить диалог об игре и его сюжете.

Ириной Сергеевной Якиманской была раскрыта роль педагога – психолога в консультировании семьи с использованием игровой деятельности.

Практическая часть встречи состояла из анализа игрушек, принесенных участниками из дома. Данное упражнение помогло по-новому посмотреть на каждую игрушку с психолого – педагогической точки зрения.

Руководитель ГМО педагогов – психологов УДО Божко Л.А.