23 января на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» прошло городское методическое объединение педагогов-психологов учреждений дополнительного образования. для обсуждения психологам была представлена тема «Психологическая коррекция невротических проявлений негативных переживаний», которую профессионально осветила Баланова Екатерина Алексеевна, клинический психолог ООО «ПсиМедКлиник» (ул. Орская, 174 А, тел. 45-95-03).
Екатерина Алексеевна начала свое выступление с опроса присутствующих о понимании роли психолога в системе коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками предложив для анализа метафору «Портной». Какова роль и обязанности психолога? Какова доля ответственности психолога при работе с детьми с невротическими проявлениями? Коллектив пришел к выводу, что «полем» деятельности психолога являются – преневротические состояния.
В своем выступлении Екатерина Алексеевна подробно осветила следующие вопросы щедро делясь своим практическим опытом:
- Типы невротических проявлений у ребенка;
- Характеристика и особенности: преневротического состояния, невротического расстройства, неврозоподобного расстройства.
- Этапы коррекционной работы с семьей с детьми с невротическими проявлениями:
- Узнать, проходит ли ребенок психотерапию, наблюдается ли у врачей, стоит ли диагноз, если нет, направляем к врачам.
- Диагностический (по объёму иногда может быть даже больше коррекционного). Изучить особенности личности ребенка, содержание конфликта.
- Установочный: установление контакта с ребенком, снятие напряжения, установка родителей на коррекционную работу, их готовность к внедрению рекомендаций в повседневную жизнь, психообразование родителей, педагогов.
- Собственно, коррекционный этап
4. Этапы ведения психологической консультационной беседы с родителями: - Введение в проблему;
- Анализ проблемы;
- Выявление причин нарушения психологического здоровья;
- Решение проблемы.
5. Этапы коррекционной работы с детьми с невротическими проявлениями
6. По мнению специалистов, успех психологической коррекции зависит от следующих факторов:
- Умение психолога установить контакт с ребенком в игровой форме;
- Правильно подобранный игровой сценарий, соответствующий психогенной ситуации;
- Учет психологом индивидуально-психологических характеристик ребенка, участвующего в коррекции;
- позитивная установка родителей на процесс психологической коррекции;
- Обстановка, в которой происходит психокоррекционный процесс, где ребенок чувствует себя комфортно и безопасно.
7. Методы, которые целесообразно применять в дошкольном и младшем школьном возрасте:
- Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и игровые упражнения
- Элементы психогимнастики, мимики и пантомимики, техники выразительных движений, этюды
- Тренинги, жетонная система, психомышечная тренировка, релаксации и визуализации
- Арт-терапия, сказкотерапия, музыкальная терапия
Екатерина Алексеевна так же рассказала о том, какие формы и методы работы использует в своей практической работе по направлениям:
- Формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции:
аутогенные тренировки, мышечная релаксация по Джекобсону, методы подкрепления желаемого поведения
- Коррекция самооценки, уровня самосознания
игровые упражнения, связанные с анализом собственных качеств и достоинств, групповая работа
Мероприятие прошло на высоком уровне, педагоги-психологи так же делились своим опытом работы с детьми и подростками с невротическими проявлениями, с трудностями с которыми сталкиваются в своей повседневной работе.
Вашему вниманию предлагаем презентацию, в которой освещены некоторые вопросы, которые обсуждались на городском методическом объединении.