ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА УДО
«Игра – один из видов деятельности, значимость, которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений и служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей» (Г.М. Коджаспирова).
13 апреля 2023 года на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» состоялось городское методическое объединение педагогов-психологов учреждений дополнительного образования «Игровые технологии в работе педагога-психолога УДО».
В работе городского методического объединения (ГМО) приняли участие 13 педагогов -психологов из разных учреждений дополнительного образования. Тема ГМО была выбрана не случайно. Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между ребенком и взрослым, между педагогом и воспитанником. Она способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов. Игра сегодня – самый популярный вид психологической работы как с детьми, так и со взрослыми.
С приветственным словом выступила Харитонова Наталья Владимировна – педагог-психолог МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» и руководитель ГМО. Она рассказала, что игра – это целостное действие, имеющее свою систему целей и правил, определенные этапы действий и операций. Это своего рода «маленькая жизнь», которая проживается каждым участником, как реальная жизнь. Игра – это поле для воображения и фантазии. Играть можно как ребенку, так и взрослому. Играя, взрослый человек может побыть самим собой или вернуться в свое детство. В игре возможно все. Поэтому в работе педагога-психолога игровым технологиям отводится такое большое значение.
Первой выступила Ахметова Динара Аманжаловна – педагог-психолог МАУДО «Центр детского творчества» Промышленного района – с темой доклада «Психологические игры как инструмент в работе педагога-психолога». В настоящее время имеется огромное множество различных игр. Динара Аманжаловна рассказала участникам ГМО об игре «Опасности волшебного леса». Цель игры – коррекция различных страхов у детей. Играть можно как парами, так и целой группой участников. В групповой работе с детьми возможна не только коррекция страхов, но и изучение различных эмоций: как могут проявляться разные эмоции, что чувствуют другие люди при их проявлении. Если ребенок чего-то боится, то в игре он сам будет всех пугать. При этом чувствовать себя будет смелым и сильным. Если ребенок зажат, то задания, где надо баловаться, шутить и хохотать помогут ему раскрепоститься. Игра «Опасности волшебного леса» даёт возможность ее участникам избавиться от негативных эмоций.
Продолжила выступление по теме «Психологические игры как инструмент в работе педагога-психолога» Рыдлева Ольга Андреевна – педагог-психолог МАУДО «Центр детского творчества» Промышленного района. Ольга Андреевна рассказала участникам ГМО об игре «Семейные псикреты». Игра помогает участникам осознать свои чувства и бережно к ним относиться. В ходе игры получается что-то вроде рассказа о себе, или «психологического портрета», где все её участники зачитывают свои портреты вслух. Важно, чтобы ребенок услышал, какой он на самом деле от лица значимого взрослого (родителя или педагога, старшего брата или старшей сестры), поэтому в ходе игры приветствуется назначение «дикторов». Следующее знакомство состоялось с игрой под названием «Копилка возможностей». Игра помогает обсудить трудности, с которыми встречаются дети и подростки в повседневной жизни.
Третей выступающей стала Судакова Екатерина Владимировна – педагог-психолог МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» – с темой доклада «Играют все» из опыта работы педагога-психолога в ДООЛ «Чайка». Начав работу в летний период, Екатерина Владимировна обратила внимание, что у детей и подростков есть трудности с концентрацией внимания, пониманием и удержанием долгое время в памяти инструкции, которую озвучивает взрослый, неумением работать в команде, слушать и слышать мнение другого человека. В связи с этим она подобрала наиболее подходящие настольные игры и психологические упражнения для развития этих качеств и способностей. Вот некоторые из них: упражнение «Каким ты видишь…», настольная игра «Все на ладони», игра «5 предметов», настольная игра «ИЛИТО», игра «Спасите яйцо». Она также рассказала участникам ГМО о своем опыте применения данных игр на практике.
Продолжила знакомить участников ГМО с различными видами игр Острая Елена Александровна – педагог-психолог МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи». Она подготовила и продемонстрировала целый набор своего инструментария. Елена Александровна представила такие игры как «Воспроизведи картинку», «Телепат», «Путь к успеху», нейропсихологическая игра и «Лепешка». Более подробно была представлена игра «Лепешка». Можно ли с помощью одной игры научить детей договариваться, отстаивать свои интересы и предъявлять требования? Ответ: да. «Лепешка» поможет развить социальный интеллект — умение предвидеть возможные реакции другого человека в различных ситуациях общения и адекватно реагировать на них социально приемлемым способом. В данную игру можно играть и в кругу семьи. Она поспособствует тому, чтобы ребенок и его родители прожили какие-то негативные эмоции, которые возникают во время их общения в игре.
В заключении Харитонова Наталья Владимировна поделилась с участниками ГМО своим опытом работы на платформе «МАК-практика» – платформа для МАК и Т – игр. Это уникальная платформа для проведения онлайн-консультаций с метафорическими ассоциативными картами (МАК) и проведения Т-Игр. На ней можно проводить как индивидуальные, так и групповые консультации. На платформе уже загружены фоны и колоды МАК. Но можно и самому педагогу-психологу добавлять свои МАК, фоны, игровые поля, схемы-алгоритмы. На платформе МАК-практика можно работать и проводить консультации с любого стационарного и мобильного устройства. Личный кабинет предусматривает размещение от 1 до 7 человек. Каждый участник может выбирать, переворачивать, передвигать карты. Это очень удобно.
Все участники ГМО были довольны полученной информацией и удивлены разнообразием игр. Единогласно был сделан вывод, что используя игровые технологии в работе, педагоги-психологи не меняют ребенка и не переделывают его, не учат каким-то специальным поведенческим навыкам, а дают возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации. Феномен и значение игровых технологий состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, они способны перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание и труд.
Татьяна Чертыкова, методист МАУДО «ДТДиМ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
12 января 2023 года состоялось ГМО педагогов-психологов на тему: «Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога УДО». В заседании приняли участие 13 специалистов из пяти учреждений дополнительного образования (МАУДО ДТДиМ, МАУДО ЦДТ Промышленного района, МАУДО ЦДТ г Оренбурга, МАУДО ДЭБЦ, МАУДО МЦДОД).
В процессе работы были рассмотрены вопросы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальной и групповой работе с детьми разного возраста, в том числе с детьми ОВЗ, а также их родителями.
1. Волшебные помощники: практика по применению МАК в работе с дошкольниками и их родителями. Колесниченко Алена Сергеевна, педагог-психолог МАУДО МЦДОД, рассказала о сюжетных и портретных колодах и техниках, которые можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста и их родителями. Участникам было предложено поработать с колодой «Спроси своего внутреннего ребенка».
2. Использование МАК в работе с подростками и их родителями. Судакова Екатерина Владимировна, педагог-психолог МАУДО ДТДиМ поделилась опытом работы с девушками-подростками и их мамами в процессе психологического консультирования с использованием МАК «Мама и дочь», «Родительские установки», «Я подросток», «Я принимаю решение», «Про тебя», «Детство». Участникам была предоставлена возможность рассмотреть колоды и попробовать некоторые техники на себе.
3. Использование МАК в работе педагога-психолога с детьми ОВЗ Вуколова Ирина Владимировна поделилась опытом работы с детьми ОВЗ используя колоду «Роботы». Педагоги -психологи выполнили упражнение «Я в прошлом, настоящем и будущем», используя колоду «Роботы».
4. Использование МАК в развитии эмоционального интеллекта детей с ОВЗ. Суханова Эльвира Геннадьевна рассказала о возможностях использования Методика «Монстрики чувств» Ю. Гох-Корона и К. Корона при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Содержание методического объединения вызвало положительные отклики участников, которые отметили ценность практических методов, рассмотренных в работе.
Харитонова Н.В., педагог-психолог ДТДиМ, руководитель ГМО педагогов-психологов УДО
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
По итогам городского методического объединения педагогов-психологов УДО г. Оренбурга
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в этом мире самый страшный час,
Но все это неведомо для нас
И если умирает человек,
С ним умирает его первый снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Таков закон безжалостной игры
Не люди умирают, а миры.
Е. Евтушенко.
10 ноября 2022 года на базе МАУДО ДТДиМ состоялось заседание городского методического объединения педагогов-психологов УДО г. Оренбурга, темой которого стала «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних». На встрече присутствовало 11 педагогов-психологов из четырех учреждений дополнительного образования (МАУДО ДТДиМ, МАУДО ЦДТ Промышленного района, ЦДТ г. Оренбурга, МАУДО ДЭБЦ). Перед участниками выступила Лопатина Аида Николаевна, капитан внутренней службы, психолог ГУ МЧС России по Оренбургской области, которая погрузила собравшихся в тему, рассказала интересные факты из истории суицидологии, напомнила основные понятия и алгоритмы экстренной психологической помощи при суицидальном поведении на примере случаев из практики. Ахметова Динара Аманжаловна, педагог-психолог МАУДО ЦДТ Промышленного района, рассказала об основных причинах подростковых суицидов и признаках эмоциональных нарушений, которые могут быть маркерами предсуицидального поведения детей, и на которые следует обращать особое внимание как педагогам, так и родителям. Также Динара Аманжаловна представила участникам подборку диагностических методик по выявлению рисков суицидального поведения. Островая Елена Валерьевна, педагог-психолог ОРиТ «Парадокс» ДТДиМ поделилась рекомендациями для родителей по предупреждению суицидального поведения детей. Участники методического объединения отметили, что затронутая на заседании тема очень актуальна в настоящее время и не оставляет равнодушным педагогов-психологов образовательных учреждений как с профессиональной, так и с человеческой позиции. Специалисты еще раз отметили, что к любым проявлениям суицидальной активности ребенка следует относиться максимально внимательно, ни в коем случае не игнорировать, так как это всегда просьба о помощи.
Руководитель ГМО педагогов-психологов УДО Харитонова Н.В.