Стрессы в жизни и педагогической практике.
Способы борьбы со стрессом.
Харитонова Н.В., педагог-психолог методического отдела ДТДиМ
Быстрые темпы современной жизни, пандемия, введение новых форм работы, высокие требования, предъявляемые к образованию и педагогам, приводят к тому, что стрессы сопровождают повсюду. Порой уровень стресса превосходит реальные возможности человека во много раз, что приводит к ухудшению здоровья и самочувствия, к трудностям в работе, поэтому данная тема была актуальна для педагогов. На мастерской мы рассмотрели основные понятия: «стресс», «профессиональный стресс», «стрессор». Обсудили варианты борьбы со стрессами как в жизни, так и на рабочем месте. Каждый участник взял для себя что-то новое и полезное.
Не будем углубляться в теорию, но вспомним, что стресс – это общая неспецифическая реакция организма в ответ на любое внешнее воздействие. Профессиональный стресс- многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в международной классификации болезней (МКБ10). По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег, долгая и выматывающая дорога на службу и обратно, недостаточная оплата труда, однообразная деятельность или отсутствие карьерных перспектив. Вероятно многим знакомо состояние стресса на рабочем месте.
Однако, стрессов не бывает только у мертвых. Если вы живете активной жизнью, то стрессовые ситуации неизбежны. Стоит ли бояться стресса? Всегда ли стресс – плохо? Оказывается нет! Не всегда стресс- плохо! В ситуации «хорошего» стресса или эустресса организм мобилизуется, и это становится хорошей тренировкой для сердечно-сосудистой системы, для ума и для развития личности, поскольку успешное преодоление препятствий повышает уверенность в своих силах, самооценку, а приобретенные в процессе знания и компетенции пригодятся в работе. Значит, не стоит бояться стрессов, нужно учиться ими управлять. Плохо, когда стрессов много, когда они накапливаются, когда человек не умеет справляться со стрессовыми ситуациями и истощается.
Узнать, имеет ли накопленный стресс (дистресс) место в вашей жизни можно, примерив на себя, приведенные ниже утверждения. Если вы согласны с утверждением засчитывайте себе 1 балл.
- Нет сил с самого утра.
- После отдыха или расслабления напряжение в теле быстро возвращается.
- Часто вообще ничего не хочется.
- Регулярно наступает полная аппатия.
- В жизни мало красок, ощущение серости.
- Не успеваешь восстановиться за выходные.
- Не получается отдыхать.
- Новые желания, идеи давно не появляются.
- Ощущение потери смысла, бессмысленности.
- Энергия заканчивается до окончания дня.
- Новые возможности пугают, страх нового.
Если вы ответили «да» на 1 или 2 утверждения, то в вашей жизни все в порядке. О накопленном стрессе пока речи не идет. Преодолевать стрессовые ситуации вам помогут приемы саморегуляции. Смех, юмор, прогулки на свежем воздухе, купание в солнечных лучах, музыка, чтение стихов, дыхательные упражнения…Нет универсального способа саморегуляции. Каждый выбирает то, что ему по душе, что дает ресурс и энергию. Но если вы владеете приемами саморегуляции, то это поможет вам сохранить здоровье и работоспособность в стрессовых ситуациях.
Если у вас 5-6 утвердительных ответов, то вам необходимо задуматься, что в вашей жизни не так. Возможно, настало время пересмотреть приоритеты, и обратить внимание на себя и свое здоровье. На этом этапе возможно самому проанализировать свои стрессоры, понять, вводит вас в состояние стресса, что забирает вашу энергию. Вспомнить, что поднимает вам настроение, дарит радость, это поможет найти свои способы саморегуляции, релаксации.
Если утвердительных ответов у вас больше 6, то вам необходимо обратиться к специалисту, который поможет вам разобраться в причинах накопленного стресса и найти ресурсы для его преодоления. Вы можете записаться на консультацию к психологам ДТДиМ по телефону: 70-25-89
Несколько советов эффективного стресс-менеджмента
-Планируйте свое время.
-Оценивайте свои возможности (некоторые переоценивают, некоторые недооценивают)
-Находите время для себя.
-Правильно питайтесь (не менее трех раз в день)
-Сон не менее 7 часов (или хотя, бы 1 раз в неделю «пока не надоест»)
-Физическая активность (спортзал, прогулки, движение)
-Путешествия (даже раз в месяц вылазка на природу, с полным отвлечением от работы, отключением телефона это уже хорошо)
-Общение с психологом (лучше плакать у психолога, чем смеяться у –психиатра)
-Найдите свое ресурсное место, занятие.
И в заключение хочется напомнить слова Чарльза Свиндолла «Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того, как мы на это реагируем».
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ
Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа «Эта работа – сплошная головная боль!»
Э. Берн
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный). Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения. В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;
- возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта профессионального выгорания
Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Симптомы профессионального выгорания
ПЕРВАЯ ГРУППА
Психофизические симптомы:
- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- ощущение эмоционального и физического истощения;
- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- резкая потеря или резкое увеличение веса;
- полная или частичная бессонница;
- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА
Социально-психологические симптомы:
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА
Поведенческие симптомы:
- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- руководитель затрудняется в принятии решений;
- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.