Формирование активной личности ребенка на примере семейной формы организации новогоднего спектакля-концерта «Приглашение в мюзикл»
Семья должна работать в команде, поддерживая индивидуальные цели и устремления друг друга, а уж тем более, если цель едина…
Стратегические ориентиры воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направлены на сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, популяризацию лучшего педагогического опыта воспитания.
Система дополнительного образования обладает большими возможностями поддержки идеи семейного воспитания на примере педагогических династий. Ярким положительным образцом связей между поколениями служат семьи Подкопаловых и Долгушкина-Сазоновой.
Семейные педагогические династии – это показатель преданности однажды выбранной профессии, любви к музыке, которая явилась стартовой площадкой Подкопаловой Ольги Николаевны, работающей в МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи», а в дальнейшем и для Сазоновой Елены Дмитриевны и Долгушкина Михаила Юрьевича, также осуществляющих свою педагогическую деятельность в учреждении. У каждой трудовой династии свой путь, своя история, но всех объединяет одно – преданность своему делу, музыке и Дворцу творчества детей и молодежи.
Ведущей педагогической идеей опыта семейного проведения мероприятий является включение обучающихся в активную деятельность на основе сотрудничества с каждым из педагогов династии, как одного из условий психологической комфортности обучающихся в образовательном процессе.
Личностно-ориентированное обучение вокальному мастерству осуществляется посредством предоставления возможности на занятиях Сазоновой Е.Н. раскрыться каждому обучающемуся в том или ином виде деятельности (вокальной, изобразительной, театральной, игровой). Таким образом, стимулируя познавательную активность детей, погружая их в мир творчества, Елена Дмитриевна добивается высоких результатов своих обучающихся, выраженных в устойчивом интересе к вокальному исполнительству, достижениях молодого коллектива на всероссийских, областных, городских фестивалях-конкурсах. На сегодняшний день вокальный коллектив Сазоновой Е.Д. насчитывает 20 человек. В него входят дети от пяти до семнадцати лет, что подтверждает целесообразность такого педагогического подхода.
Очень важный момент, который Елена Дмитриевна старается учитывать, это не только связь дисциплин, но и перспективность обучения, его воспитательный потенциал. Ещё Я.А. Каменский писал: «Всё, что находиться во взаимной связи, должно преподаваться во взаимной такой же связи».
Учитывая большой возрастной разбег обучающихся творческого объединения «Веселые нотки» и делая акцент на индивидуальное развитие и индивидуальный темп исполнения каждого обучающегося, образовательный процесс осуществляет с привлечением концертмейстера, мужа, Долгушкина Михаила Юрьевича.
Найти интересные и эффективные формы работы как промежуточного этапа демонстрации умений обучающихся нелегко. Сподвигла к проведению новогоднего спектакля-концерта «Приглашение в мюзикл» для обучающихся и их родителей Подкопалова О.Н. Цель мероприятия – продемонстрировать творческие способности детей в доступной и интересной детям деятельности. Задача заключалась в том, чтобы продолжить развивать интерес детей к вокальному творчеству, заложить основы нравственных ценностей, научить воспринимать мир посредством красоты слова и мелодии.
В основе сюжета история о Герде, которая преодолела множество невзгод и трудностей, чтобы спасти друга Кая от «холодности» и «безразличия», которым наделила его Снежная Королева. Роль Герды исполнила Анастасия, сестра Сазоновой Елены Дмитриевны; Деда Мороза – Подкопалова Ольга Николаевна; Ворона – Долгушкин Михаил Юрьевич. Мюзикл состоял из ряда песен, непосредственно связанных по сюжету и теме. Разговорный диалог вкраплялся между музыкальными номерами. Не только диалоги, но и песни современных композиторов и поэтов, а также танцевальные номера были исполнены юными артистами в индивидульной и коллективной постановке под непосредственным руководством Ольги Николаевны.
Премьера прошла с необычайным успехом. Представленный педагогом спектакль-концерт «Приглашение в мюзикл» продемонстрировал не только вокальные умения, но главное, единство разновозрастного коллектива в процессе подготовки и проведения мероприятия, поддержку и помощь самым маленьким участникам программы, которым едва только исполнилось 5 лет. Взаимоотношения между детьми отличались чуткостью, добрым отношением друг к другу, стремлением помочь, поддержать.
Представленная система работы позволяет вывести определенную зависимость успешности формирования подрастающей личности. Обмен и согласование ценностей двух субъектов – единство группы педагогов в достижении цели и группы детей, который позволяет перейти к обучению, способствующему развитию личности с учетом имеющихся у нее ценностей, смыслов, характерным только для нее опытом восприятия мира, опытом деятельности и творчества.
Автор статьи: Михайлова Ольга Владимировна,
методист методического отдела
МБУДО «Дворец творчества детей и молодежи»