«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

25 апреля в средней школе №64 г. Оренбурга коллектив театральной студии «Непоседы» (руководитель Елена Николаевна Шафик) и заведующий библиотекой Дворца творчества детей и молодежи Ирина Евгеньевна Грузан провели совместные театрализованные уроки литературы для 2-х классов, посвященные 250-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова. Второклассники с неподдельным интересом прослушали презентацию о жизни и творчестве «Всероссийского дедушки», с энтузиазмом поучаствовали в викторине и конкурсах, но все-таки самыми запоминающимися стали театрализованные постановки басен с участием «артистов» – ровесников зрителей.

Представьте себя в роли баснописца! О каких человеческих пороках вы бы сочинили басню? Каждый знает, что басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл. Людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Если  присмотреться, то какие-то недостатки мы обязательно найдем и в себе…

Жизнь И.А. Крылова сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе, но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел итальянским и французским языками, математикой, гуманитарными науками. Уже в достаточно солидном возрасте он самостоятельно за два года изучил классический греческий язык, чтобы в подлинниках читать произведения античных авторов. Для своего времени он был высокообразованным и разносторонним человеком, в частности, очень хорошо рисовал и играл на скрипке. Как музыкант, в молодые годы Иван Андреевич прославился своей игрой, участвовал в дружеских квартетах первых виртуозов столицы.

Его называли удивительным и таинственным, человеком-загадкой. К.Н. Батюшков писал: «Этот человек – загадка, и великая». М.П. Погодин выражался более неприглядно и резко: «Крылов…никому не говорит правды».         А.С. Пушкин же, по своему обыкновению, охарактеризовал коллегу лаконично и талантливо: «Мы не знаем, что такое Крылов…». В одном из журналов конца позапрошлого века профессор В. Сиповский в своем очерке «Загадочный писатель», посвященном Крылову, написал: «Он остается для нас сфинксом».

Однако юность Ивана Андреевича не обещала подобного внимания к его персоне со стороны «великих». Родился И.А. Крылов в московской семье бедного дворянина, скромного армейского офицера, который вскоре привез семью в Оренбургскую губернию, где получил земли. Во время Пугачевского восстания Иван находился с семьей в Яицкой крепости, а когда крепость осадили повстанцы, отец будущего писателя отправил жену с сыном в более безопасный Оренбург, «спрятавши его в корчаге» (сосуд 12-15 л.). Полвека спустя Иван Андреевич красочно описал в подробностях  жесточайшую осаду крепости А.С. Пушкину, когда тот работал над «Историей Пугачева».

Единственное наследство, которое оставил ему отец – огромный сундук с книгами. Читать старший Крылов любил, порой на последние деньги приобретая новые книги.

А многие ли знают, что портрет баснописца И.А. Крылова украшает стены президентского дворца в Риге? В начале XIX века он два года проработал губернским секретарем в Рижском замке.

В 1812 году состоялось открытие Имперской Публичной библиотеки в Петербурге, в которой писатель впоследствии прослужил около тридцати лет. Когда он пришел на службу, в русском отделе было всего четыре книги, к концу его службы там уже насчитывалось около тридцати тысяч экземпляров.

Иван Андреевич начал писать басни в 37 лет под псевдонимом «Нави Волырк» (всего им написано более двухсот басен), однако свою литературную деятельность он начал как драматург. Его имя постепенно приобретало известность в театральных и литературных кругах. После службы в Риге И.А. Крылов переезжает в Москву. Здесь, как и в Санкт-Петербурге, ставились его пьесы: «Пирог» (1802), «Модная лавка» (1807), «Урок дочкам» (1807), которые имели определенный успех и продержались в репертуаре различных театров до середины XIX века.

Не чужда была Ивану Андреевичу и журналистика. Как журналист и издатель он продолжал традиции Н.И. Новикова, как мыслитель – традиции философов Эпохи Просвещения. Вместе с И.А. Дмитриевским и драматургом       А.И. Клушиным в 1791 году И.А. Крылов основал книгоиздательскую кампанию. При содействии  И.Г. Рахманинова в 1792 году он выпускает журнал «Зритель», в 1793 – «Санкт-Петербургский Меркурий».

Интересно, что и сам Иван Андреевич Крылов воспринимался современниками почти как литературный персонаж. Сам писатель подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, а в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, неряшливость, чревоугодие, увлеченность картами). В 1820-е годы он становится персонажем многочисленных анекдотов, в основном благожелательных и не злых, которые в том числе исходили и от представителей царственной семьи.

 До И.А. Крылова стихотворные басни в России писали или пробовали писать М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, В.К. Тредиаковский. Но Ивану Андреевичу удалось вывести этот жанр но новый уровень, сделать басню универсальной – интересной и взрослым, и детям.

Изучение басен Ивана Андреевича Крылова является обязательным в начальной и средней школе. Причем второклассники воспринимают басни положительно – как маленькие нравоучительные сказки, в которых насекомые, птицы и звери не просто разговаривают, а общаются на определенном «эзоповом» языке – который далеко не всегда понятен и некоторым взрослым. В свою очередь, современные пятиклассники не проявляют подобной заинтересованности, им уже не интересен разговор Стрекозы и Муравья или выяснение отношений Свиньи и Дуба…

Однако мы верим, что такому оригинальному и самобытному жанру, как басня, никогда не будет грозить забвение – в том числе и благодаря великому русскому писателю И.А. Крылову.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.