Чудесные превращения
или Детское экспериментирование как метод умственного развития дошкольников
Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности
С. Л. Рубинштейн
Для комплексного формирования личности ребенка решающее значение приобретает не обилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой данные знания приобретаются (Г.И. Щукина, советский и российский ученый в области педагогики).
В МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» вопросом детского экспериментирования занимается педагог дополнительного образования Оксана Петровна Куприянова (отдел развития и творчества «Парадокс»).
28 октября 2022 года прошел мастер-класс по теме «Детское экспериментирование как метод умственного развития дошкольников».
В процессе теоретического изложения концептуальных основ собственной системы работы Оксаной Петровной доказано, что с введением детского экспериментирования в образовательный процесс студии детского развития «Умка», которое выступает как метод обучения, у детей наблюдается улучшение разных видов памяти, активизируются их мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его). Связные речевые высказывания формируются на более высоком уровне при необходимости сформулировать выявленные закономерности и выводы. Как следствие, можно отметить не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление базы умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, который включает в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком под непосредственным руководством педагога.
В век информатизации дети с увлечением знакомятся с миром природы и её объектами с помощью современных технологий, что, безусловно, способствует более глубокому пониманию материала. Оксаной Петровной была продемонстрирована серия видеопрезентаций для занятий по ознакомлению детей с миром неживой и живой природы, её объектами и явлениями, частично – фрагменты занятий в online формате.
В процессе проведения практической части мастер-класса дошкольники наблюдали за свойствами воды (ее взаимодействием с другими веществами; изменением ее состояния и др.). В результате проведения серии экспериментов дети анализировали, делали выводы, умозаключения, «самостоятельно» овладевали представлениями о том или ином физическом законе, явлении, фиксировали результаты эксперимента посредством соответствующей иллюстрации и делали выводы о полученных результатах.
Представленный опыт работы О.П. Куприяновой заслуживает пристального внимания и еще раз наглядно доказывает, что детское экспериментирование (наряду с игровой деятельностью) является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
«Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена у детей генетически. Задача педагога лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности», – подвела итог мастер-класса Оксана Петровна.
Ольга Михайлова, методист методического отдела