Методический совет
18 января 2023 года в МАУДО «ДТДиМ» состоялся методический совет по теме «Компетентностный профиль методиста и педагога дополнительного образования. Педагогический дизайнер. Образовательный технолог».
Кто такой педагогический дизайнер? Термин впервые был использован Робертом Ганье и Юджином Робертом Глейзером в 60-е годы XX века. Так почему это понятие актуально именно последние несколько лет? На наш взгляд – это потому, что обучение, как таковое, перестало быть атрибутом только формального образования. Причин этому несколько. Многие предприятия, фирмы, корпорации стали заниматься внутренним обучением. Так как педагогов в таких сферах, как правило, нет, то необходим специальный человек, который бы организовывал определённые процессы обучения. Следующая причина – бурное развитие Интернета, и есть профессионалы-специалисты, которые хотят поделиться своими знаниями с обществом. Им нужен человек, который мог бы правильно, с точки зрения методики, выстроить процесс Online-обучения.
С развитием технологий традиционное обучение, аудиторное, вынуждено мириться с электронным (дистанционным) обучением. Несмотря на все преимущества, электронное обучение имеет одно серьезное ограничение, которое может снизить эффективность обучения – Online-курсы обычно не имеют тьютора или фасилитатора. Обучающиеся предоставлены сами себе и зависят от содержания курса. Что делает курс электронного обучения более эффективным, так это педагогический дизайн (Instructional Design).
Чем занимаются педдизайнеры? Зачастую бывает так, что текущие результаты работы или обучения бывают на одном уровне, хотя должны быть на другом – более высоком. Этот зазор между действительным и желаемым пытается найти, осмыслить и устранить педдизайнер. Он пытается понять причину, почему результаты не соответствуют заявленным и предлагает способы для решения этой проблемы. Одним из таких способов, хотя не единственным, является процесс целенаправленного обучения.
Педдизайнер занимается проектным менеджментом и разработкой целенаправленного обучения. Для этого он используют модели, процессы педагогического дизайна, разнообразные технические средства, а также известные теории и методы обучения. Моделей педдизайна – большое количество.
После ознакомления с теоретической частью, методисты приняли участие в интерактивном практикуме с элементами деловой игры. Им было предложено на 15 минут стать педагогическими дизайнерами. Группы новоиспеченных специалистов получили пакет документов для выполнения заданий. Модели ADDIE и Backward Desing помогли методистам разработать проекты дополнительных общеобразовательных программ, онлайн-курсов, интенсив-курсов. По окончании практикума методисты ДТДиМ пришли к выводу, что педагогический дизайнер – важная и нужная профессия, необходимая в организации, где требуется целенаправленное обучение. Было отмечено, что при кажущемся сходстве с профессией методиста и педагога, педагогический дизайнер является специалистом, который занимается систематическим процессом создания обучающих материалов или образовательных стратегий, которые помогают обучающимся пройти через определённую трансформацию и устранить пробелы в качестве или в показателях своей работы.