Уникальность русского сарафана
Сарафан – это традиционный элемент русского национального женского костюма и, пожалуй, самая нарядная деталь как повседневного, так и праздничного туалета, причем не только у русских женщин. Сарафаны пользовались популярностью и у других славянских народов, но только в России он стал воистину национальным символом, олицетворением изящества и неповторимой красоты русских женщин.
Да, сарафан всегда считался олицетворением славянской целомудренности и нежности. Именно поэтому его история получила новый виток развития, несмотря на любые попытки обнулить значение этих качеств. Справедливо будет утверждать, что эти «витки» постоянно возвращались, несмотря на капризность и переменчивость моды. Сарафан, как тип одежды, есть в гардеробе у многих женщин мира, но только русским сарафаном вдохновляются самые знаменитые кутюрье, чье мастерство общепризнано. Да-да, высокая мода – это тоже о традиционном русском сарафане!
Об истории, элементах и видах русского сарафана узнали и участники мастер-класса «Особенности русского сарафана» педагога дополнительного образования Наталии Владимировны Киселевой, который проходил 17 февраля в рамках семинара «Традиции и современность» в рамках Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Шелковый путь».
В теоретической части Наталия Владимировна, используя объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, подробно представила интересную и познавательную информацию о русском сарафане. В частности, познакомила участников с основными типами сарафана, которые были распространены на территории нашей страны. Мы узнали, что самый древний тип – глухой туникообразный косоклинный сарафан, шился из перегнутого пополам полотнища, по бокам которого были вставлены продольные клинья. Именовался он «шушун» или «горбач». Отметим, что давать прозвища элементам одежды – это тоже русская традиция.
Второй, более поздний вариант русского сарафана – распашной косоклинный, «клинник». Его передняя часть состояла из двух полотнищ, сшитых друг с другом посредине, украшенных декоративной застежкой. Этот тип сарафана пользовался особенной популярностью.
Третий тип сарафана – прямой или круглый. Его покрой напоминает высокую юбку на лямках, похожую на одежду западных славян, или даже бесшовную одежду скандинавов. Прямые сарафаны шили из пестряди, набойки, кумача, ситца, шелка и других доступных материалов, в том числе достаточно дорогих.
Четвертый тип сарафана, на так называемой «кокетке» в виде полуплатья и с лямками, застегивался на левом боку на крючки и петли. В конце XIX – начале XX века он активно распространялся под влиянием типичной городской моды.
Особенно стоит отметить специальную сарафанную вышивку. Женщины и девушки вручную расшивали свои наряды яркими нитями, часто – драгоценными, из золота и серебра. Даже сегодня русские сарафаны остаются невероятно востребованными не только как элемент национального достояния, как концертный наряд, но и даже как повседневная или праздничная одежда в аутентичном русском стиле.
В практической части мастер-класса всем участникам было предложено с помощью линейки закройщика и карандаша построить лиф полочки сарафана, смоделировать спинку и баску. Применяя расчетно-графический метод и следуя пошаговой инструкции Наталии Владимировны, все участники мастер-класса отлично справились с заданием.
В завершении мероприятия педагог продемонстрировала познавательный видеоролик о праздничных женских сарафанах оренбургских казачек, которые являются экспонатами самой богатой в России этнографической коллекции Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея. Все изделия коллекции – уникальные. Каждое неповторимо и представлено в единственном экземпляре.
В настоящее время вновь пробуждается тенденция повышенного интереса к этно-стилю, люди стремятся возвратиться к своим истокам и все чаще выбирают, как основу своего стиля, близкую к национальным костюмам своего народа одежду. А значит, интерес к традиционному русскому сарафану не исчезнет!
Яна Яркина, методист методического отдела