ГМО: методы и приемы нейропсихологической коррекции детей и подростков
Одна из задач образования заключается в развитии у детей соответствующих навыков, способностей, создании условий для их интеграции в социальные отношения. В дополнительном образовании в настоящий момент представлен широкий выбор развивающих занятий различной направленности для детей любого возраста. Занимаясь в творческом объединении, ребенок обогащает свой опыт, творческие способности, включается в активное межличностное взаимодействие. Однако в педагогическом процессе нередко выявляются некоторые дефициты развития психических функций обучающихся: внимание, память, мышление, речь. И тогда педагогическим работникам необходимо сосредоточиться на их коррекции. При этом ведущую роль в такой работе играет педагог-психолог как специалист, обладающий глубокими теоретическими знаниями работы психики человека, а также практическим инструментарием для ее коррекции и развития.
9 ноября 2023 г. на базе МАУДО «ДТДиМ» прошла работа городского методического объединения (ГМО) педагогов-психологов учреждений дополнительного образования под руководством педагога-психолога МАУДО «ДТДиМ» Натальи Владимировны Харитоновой, тема которой «Методы и приемы нейропсихологической коррекции детей и подростков». Участники делились друг с другом опытом работы в развитии и коррекции психических процессов как у детей нормы, так и у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог-психолог МАУДО «ДТДиМ» Татьяна Павловна Добрынина после небольшого теоретического введения представила собственную подборку упражнений для развития психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Татьяна Павловна отметила, что целенаправленное развитие психических процессов у детей способствует и более успешной учебной деятельности. Так, например, для улучшения почерка можно использовать упражнения с обыкновенным кистевым эспандером или тренажер «Нейровосьмерка». А упражнения с использованием кинезиологических мешочков позволяет развивать координацию, мышление, память, внимание и речь. В своей работе Татьяна Павловна также активно использует уже многим известную доску Бильгоу (балансир).
В продолжение темы педагог-психолог МАУДО «ДТДиМ» Елена Валерьевна Островая также представила достаточно большой набор нейропсихологических упражнений, значительная часть которых не требует специальных приспособлений и оборудования. Они просты, доступны, но вместе с тем весьма эффективны и увлекательны, создают прекрасный позитивный настрой у детей.
Об опыте нейропсихологической коррекции в свой работе с детьми с ОВЗ рассказала Динара Аманжаловна Ахметова, педагог-психолог МАУДО «ЦДТ» Промышленного района. В своем выступлении Диана Аманжаловна продемонстрировала участникам большой набор инструментария, состоящий из тематических «чемоданов». Каждый «чемодан» содержит специальных фигуры для развития определенных способностей и функций психики. Так, например, один из «чемоданов» направлен на развитие объемного и пространственного мышления, концентрации внимания. А другой – на формирование навыков письма. Такой набор существенно расширяет возможности в работе педагога-психолога, что вызвал интерес у участников.
Всё это и многое другое было представлено на ГМО и, безусловно, значительно обогатило опыт и кругозор участников. Обмен опытом происходил в доброжелательной, позитивной атмосфере, что вызывает чувство профессиональной сплоченности, принадлежность к команде единомышленников и, конечно, пробуждает желание встретиться ещё.
Алексей Алексеевич Михайлов,
методист МАУДО «ДТДиМ»