Психологические аспекты первого года обучения шахматам
Шахматы и психология – этот союз понятий проверен, теоретически и практически. Шахматы — это игра, где важнейшим инструментом является интеллект. Она базируется на способности к планированию, анализу и стратегическому мышлению.
17.01.2024 г. на базе МАУДО «МЦДОД» состоялось заседание городского методического объединения педагогов по шахматам по теме «Психологические аспекты первого года обучения шахматам». Целью заседания было обозначено: создание благоприятной комфортной среды для обучения шахматам. На ГМО присутствовало 9 педагогов по шахматам из различных образовательных организаций.
С темой «Психологические аспекты при обучении шахматам» выступила руководитель ГМО п.д.о. МАУДО «МЦДОД» Л.А. Сычева. Любовь Александровна рассказала о том, как в игре в шахматы проявляются качества личности, виден характер, о социализирующих и обучающих функциях игры, как игра в шахматы может быть моделью для апробации психолого-педагогических теорий.
Криволапова Е.В. п.д.о. МАУДО «МЦДОД» в своем выступлении «Психологические аспекты первого года обучения шахматам» представила анализ статей И.Г. Сухина «Об особенностях обучения шахматной игре «шустриков» и «мямликов», Т.А. Огневой «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6-7 лет». Педагог отметила важность выбора модели поведения педагога исходя из различий в характерах обучающихся. Очень полезной была информация о том, как игра в шахматы в начальной школе осуществляет психодиагностическую функцию познавательных процессов, эмоциональной сферы.
Приемы и способы обучения детей первого года обучения отдельным элементам игры в шахматы Сычева Л.А. показала, организовав педагогическую лабораторию с учащимися. Дети с удовольствием выполняли логические задания в игровой форме, активно отрабатывали ходы на шахматной доске, будучи сами при этом шахматными фигурами.
Тимошенко Полина Владимировна, педагог-психолог методического отдела ДТДиМ