Экскурсионный маршрут…
«Вот, говорят, путешествие —
лучшее средство образовать себя во всем:
правда, точно правда! Как многому тут научишься»
Николай Чернышевский
В настоящее время в России наблюдается интенсивное развитие туризма. Большое количество путешествий осуществляется с целью познания и изучения памятников природы, культурноисторических достопримечательностей, достижений науки и техники и т.д. Основой такого рода путешествий является предоставление и потребление экскурсионных услуг. В связи с этим наблюдается увеличение спроса как непосредственно на сами экскурсионные услуги, так и специалистов, разрабатывающих отдельные экскурсионные программы и проводящие данные экскурсии. Специалисты, работающие в туристской индустрии, должны обладать широким набором профессиональных компетенций, связанных с процессами формирования, продвижения и реализации экскурсионных маршрутов.
17 апреля 2024 года на базе МАУДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» состоялось городское методическое объединение педагогов туристско-краеведческой направленности по теме «Методика составления экскурсионного маршрута».
По программе были заслушаны такие темы, как:
- «Контрольный текст экскурсии, отбор и изучение экскурсионных объектов, составление маршрута» – Е.Ю. Барсукова, педагог дополнительного образования МАУДО «Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга;
- Комплектование «портфеля экскурсовода» – Е.А. Чеснакова, педагог дополнительного образования МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга;
- Составление паспорта экскурсионного маршрута – С.В. Карцева, педагог дополнительного образования МАУДО «Многопрофильный центр дополнительного образования детей»;
- Экскурсия в музее поискового клуба «Патриот». Из опыта работы. – С.И. Ельчанинов, руководитель регионального отделения Поискового движения России.
Изучив методику составления экскурсионного маршрута, участники ГМО посетили музей поискового клуба «Патриот», где руководитель Оренбургского регионального отделения ООД «Поисковое движение России» Сергей Ельчанинов познакомил с работой выставки «Дни воинской славы России: О героях и сражениях». В завершении встречи всем педагогам образовательных учреждений были переданы в дар печатные издания «Эвакогоспитали в Оренбуржье (1941-1945)» и «Чкаловские дивизии. Памяти погибших», опубликованные при поддержке одноименных проектов Фондом президентских грантов.
После насыщенной встречи участники перешли на практику. Маршрут пролёг через Хлебно-Соляную площадь – Соборную и Кадетскую площади, через телеграфную контору и протянулся по Николаевской до набережной реки Урал. Участники маршрута изучали Оренбург 19 века по заранее заготовленному контрольному тексту возможных экскурсионных объектов, составленному ПДО Барсуковой Е.Ю.
Цель и педагогическая задача ГМО достигнуты: выбраны экскурсионные объекты для младшего, среднего и старшего звена; составлены паспорта маршрутов. Но на этом работа профессионалов не закончена! 24 апреля 2024 года будет дан старт игре-путешествию «Оренбургские дворики», где появится новый экскурсионный маршрут, совместно составленный методическим сообществом педагогов-краеведов.
Встреча прошла познавательно и поучительно под чутким руководством заведующего краеведческим отделом МАУДО “Станция детского и юношеского туризма и экскурсий” г. Оренбурга Федорчук Евгении Александровны, которая является руководителем ГМО педагогов туристско-краеведческой направленности г. Оренбурга.
Экскурсионная деятельность является базой для большинства видов туризма и туристской активности: современные формы предоставления информации туристам, в том числе и в рамках интерактивного взаимодействия, невозможны без знания основ экскурсоведения.
Сергеева Венера Равильевна,
методист ДТДиМ