Психология – неотъемлемая часть шахмат.

Чтобы достичь больших высот, необходим
правильный настрой и позитивное мышление.

Психологическая подготовка чрезвычайно важна для юного шахматиста. Современное образование требует делать акцент на личностно ориентированное, развивающее образование детей. А современная система подготовки юных шахматистов строится с учетом всех психических процессов ребенка, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей.

14 января 2025 года на базе Многопрофильного центра дополнительного образования детей г. Оренбурга состоялось заседание ГМО направления «Шахматы» на тему «Психологические аспекты 2-го года обучения шахматам». Одним из актуальных и важнейших направлений повышения эффективности и качества подготовки юных шахматистов является использование при организации занятий с начинающими шахматистами психологической подготовки – обучение детей проигрывать.

Педагоги учреждений дополнительного образования г. Оренбурга, работающие по данному направлению, познакомились с опытом работы коллег МАУДО «МЦДОД» и МАУДО «СДТ» Промышленного района. Также приняли активное участие в работе педагогической лаборатории под руководством педагога дополнительного образования МАУДО «МЦДОД» и руководителя ГМО Сычевой Л.А. Она обратила внимание коллег, насколько очень важно проводить совместную работу у доски вместе с учениками: «… Решение комбинаций помогает находить выигрышные ходы на доске и развивает логику, учит строить гипотезы, проверять и отвергать, спорить и утверждать. А в споре, как известно – рождается истина, подстёгивается, укрепляется и развивается интерес. Сотрудничество с учащимися в достижении общей цели – найти верное решение. Отметить правильный ход мыслей. Оценить каждого ученика за его старание и поиски. Развиваем, дисциплинируем, мотивируем и формируем, сотрудничая в доброжелательной атмосфере. Таковы основные психологические аспекты для поддержания и развития интереса к шахматам».

           В процессе работы лаборатории педагоги получили диаграммы для построения наводящих вопросов, которые помогли учащимся-шахматистам выстроить логическую цепочку, установить причинно-следственную связь и найти решение. Педагоги и дети искренне были вовлечены в игру. А когда каждый ребёнок понимает свою причастность, важность и необходимость – он активен и не может остаться равнодушным в стороне.

На тренировочных занятиях начинающему шахматисту особенно необходимы психологическая поддержка и учет индивидуальных особенностей. И только педагог обладает исключительной возможностью целенаправленно влиять на развитие таких психических процессов как память, внимание, мышление, помогая учащимся полностью реализоваться как профессиональному шахматисту.

Сергеева В.Р.
методист ДТДиМ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *