Туристско-краеведческая деятельность учащихся как одна из форм профессионально-прикладной и предпрофильной подготовки
Так звучит тема ГМО туристско-краеведческого направления, которое состоялось 22.01.2025 года на базе МАУДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии».
Участники заседания говорили о роли дополнительного образования как части общей системы образования, обеспечивающей развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию. Ковердяева Л.А., методист станции, подчеркнула, что туристско-краеведческая деятельность наиболее доступна для учащихся, поскольку может реализовываться в форме отдыха, общественно-полезной, поисковой и исследовательской деятельности, характерным структурным компонентом которой являются поход, путешествие, экскурсия. Это позволяет психологически подготовить детей и подростков к нестандартным ситуациям и адекватной реакции в экстремальных условиях жизни. Такие дети уверенно чувствуют себя с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Навык общения позволяет им занять свою социальную нишу в обществе.
Работу с одаренными учащимися представила педагог станции Нерощина Н.В. Она предложила методические приёмы для использования эффективных форм организации исследовательской деятельности учащихся, рассказала об успешной реализации программ «Родные истоки» и «Юный исследователь» на примерах достижений своих выпускников: Бурлуцкий Виктор – победитель всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка», всероссийских литературно-художественных конкурсов «Время писать книги» и «Пушкин вдохновляет», его произведения опубликованы в литературных сборниках «Оренбургский район – поэтический», «Первая книга»; Монжина Анна живёт и работает в Москве, в настоящее время пишет книгу о том, как гармонично развиваться и строить отношения с людьми.
О профориентации, как гибкой, динамичной, многоуровневой системе, основанной на индивидуальном подходе к ребенку, рассказала Левшина Е.Н., педагог МАУДО «ДТДиМ», представив трогательные истории тех выпускников, которые своей профессией выбрали защиту Родины. Елена Николаевна зачитала выдержки из их писем, посвященные любимому педагогу: «… Она нас учила думать головой, а не ногами, работать в команде, оказывать первую помощь; развивала не только физические качества, но и творческие; прививала любовь к здоровому образу жизни … Занимаясь туризмом, я получил колоссальный опыт во многих сферах жизни, который мне пригодился и по сей день помогает…»; «… Занятия по ориентированию научили меня с лёгкостью правильно читать карту, я была на «голову выше» своих однокурсников. Принимала участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, участвовала в парадах на Красной площади в Москве. В 2022 году прошла отбор и стала начальником расчёта в составе сборной РФ на международных «Армейских играх»; «… Что дал мне туризм? Закалку организма и характера! Умение думать наперед, определять свое точное местоположение, знать карту»; «… Что дали занятия туризмом? Опыт общения с людьми, физическое здоровье, опыт походной жизни (пригодилось в армии). А еще я научился варить кашу из снега, вязать трансформер, оказывать ПМП, побывал во многих областях родного региона. Именно туризм связывает меня со многими друзьями, с которыми до сих пор общаюсь».
В заключении ГМО прозвучали такие слова: «Говорят, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. Хороший учитель – в мыслях, делах и поступках людей, своих учеников. Успех ученика – это и есть успех педагога!».
Васильченко В.Н.,
методист МАУДО «ДТДиМ»


