Родителям

Покупка детских книг дело серьезное и ответственное! Вашему вниманию представлен обзор книг, направленных на развитие эмоционального интеллекта ребенка. https://vk.com/wall619950566_4

Буклет “Воспитание не дрессура”

Буклет “Груминг”

Буклет “Кибербуллинг”

Буклет “Ребенок и компьютер”

Буклет “Советы родителям от ребенка”

Детская безопасность.
Как, не запугивая, рассказать ребенку о безопасности.

Харитонова Н.В., педагог-психолог ДТДиМ

 Каждый родитель хочет уберечь своего ребенка от неприятностей, сделать его жизнь безопасной. Пока ребенок маленький, родителю можно водить его за ручку, старательно оберегая.  Но рано или поздно наступает время, когда подрастающему ребенку придется одному, без взрослых, оставаться дома, возвращаться из школы, передвигаться по улице, гулять во дворе. А это значит, что родители, должны максимально подготовить их к жизни.
Как не запугать ребенка, а научить его безопасному поведению? Что должен знать ребенок, чтобы с ним не произошло неприятных ситуаций? Когда начинать обучать ребенка безопасности? Как это сделать? Эти и подобные вопросы возникают у большинства родителей. Именно на них мы искали ответы в процессе занятия на городской неделе психологии.
На практике часто приходится наблюдать, что между словом и делом у ребенка большие расхождения. Он может отлично знать, что такое опасность, рассказывать, как нужно себя вести, но на практике не использовать эти знания.  Почему? Оказывается, так устроена детская психика. Когда появляется что-то интересное, необычное, новое, ребенок может легко на это повестись. Порой родители, обучая ребенка безопасному поведению, совершают ряд ошибок. Самая частая ошибка, когда родители, обучая детей, озвучивают только плохую ситуацию и объясняют, как не нужно себя вести и упускают два очень важных момента для обсуждения. Первый –как не попасть в неприятную ситуацию? Второй-что делать, если все-таки попал? Получается, что родители должны снабдить детей различными шаблонами действий, которые они смогут применять в разных ситуациях. И делать это нужно с учетом особенностей возраста, мышления и интересов детей.
Начинать нужно как можно раньше, с 3х лет, потому что то, что внушается в раннем детстве, очень прочно запоминается. Но делать это нужно ненавязчиво, играя.  Для детей дошкольного возраста можно использовать сказки («Колобок», Кот петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и другие), мультфильмы («Буратино», «Уроки тетушки Совы» серия «Уроки осторожности», «Аркадий Паровозов» серия «Незнакомец на улице», «Правила безопасности» серия «Один дома», «Волшебная книга МЧС» -«Правила безопасности дома» и другие), которые в процессе чтения или просмотра можно комментировать, обсуждать с ребенком. Можно сочинять свои сказки, приближенные к событиям, которые происходят рядом с ребенком, можно использовать незаконченные сказки. Вариантов много, главное, чтобы это было ненавязчиво, доброжелательно, в атмосфере доверия. Маленькому ребенку порой важно не просто услышать, а проиграть, прочувствовать. Поэтому эффективно разыгрывать мини-спектакли, сценки, с использованием игрушек, где ребенку отводится одна из ролей. Разыграли-обсудили, нашли вместе выход, сделали совместный вывод, «как нужно поступать, чтобы в беду не попасть». В возрасте с 3 до 5 лет ребенку очень важен пример безопасного поведения от родителей. Хорошо, если этом возрасте ребенок знает свой адрес, имя, фамилию, номера телефонов мамы и папы, понимает, что есть люди родные и посторонние, и что не все люди – хорошие. Если вы часто бываете в людных местах или торговых центрах, то необходимо рассказывать ребенку, что делать, если он потерялся. В возрасте 5-6 лет ребенок- думающий и активно познающий мир человек. Здесь важно не пропускать многочисленных вопросов о том, что хорошо, что плохо. В этом возрасте можно проигрывать правильное поведение в ситуациях, когда незнакомец просит о помощи или представляется другом родителей. Чем больше способов донести информацию до ребенка вы придумаете, тем лучше. Например, проиграть, побеседовать, нарисовать, придумать стихотворение, сказку, нарисовать плакат и т.д.  Родители, зная своего ребенка выбирают интересные ему формы, одновременно отрабатывая нужные навыки безопасного поведения. Важно, чтобы ребенок в такие моменты был здоров, сыт, выспался.
В идеале начинать изучение безопасного поведения с раннего возраста, но на самом деле, никогда не поздно. Если вы начинаете разговор о безопасности с подростком, то необходимо уточнить, какой информацией по этой теме он уже владеет. При обучении ребенка безопасному поведению можно использовать социальные круги. На них удобно наглядно объяснять ребенку, что уместно, а что неуместно в общении с другими людьми в зависимости от того в каком круге отношений этот человек находится.
Здесь хочется сказать, что основой обучения безопасному поведению детей, не зависимо от возраста, являются три важных момента, на которые следует обратить внимание родителям. Первый момент–это создание в семье атмосферы доверия, которая поможет родителям всегда быть в курсе жизни ребенка. Для начала научитесь слушать своего ребенка, когда он к вам обращается, не спеша, не отвлекаясь, не оценивая, не ругая, показывая свою заинтересованность. Пусть ребенок знает, что его проблемы вам небезразличны, что вы его всегда выслушаете и дадите поддержку, если она необходима. Очень важно обучить детей различию между «хорошими» и «плохими» тайнами. Если в семье сформирована атмосфера доверия, то можно надеяться, что ребенок в моменты страха, отчаяния, подавленности обратится за поддержкой к родителям.  Взрослым стоит об этом помнить, так как действия «под секретом»- это основная тактика тех, кто занимается сексуальными домогательствами в отношении детей, злоумышленники, как правило, очень тонкие интуитивные психологи.
Второй момент, который является базисом безопасности – это личные границы. Границы начинают формироваться с рождения, в течение жизни они могут трансформироваться. Ребенок, у которого сформированы здоровые личные границы, имеет хорошую самооценку. Такой ребенок не позволит незнакомцу вторгаться в личное физическое и психологическое пространство, сумеет вовремя сказать «нет», постоять за себя и свои интересы там, где это необходимо. Формирование понимания собственных и чужих личных границ является неотъемлемой частью духовного воспитания, которое важно начинать с раннего возраста. Однако, если вы замечали за собой, что часто молчите или терпите там, где этого не нужно делать, если вам трудно отказывать другим даже в ущерб себе, то возможно у вас самих есть проблемы с личными границами. В этом случае начинать нужно с себя, а уже потом учить детей, причем в первую очередь на своем личном примере. Помочь ребенку в формировании здоровых личных границ, может лишь тот родитель, который хорошо чувствует свои и умеет уважать чужие личные границы.
Третий момент, который взаимосвязан с первыми двумя и очень важен для безопасности ребенка – это умение говорить «нет». Здесь важно донести до ребенка, что говорить «нет» – это его право, это «не страшно» и «не стыдно». Донесите до ребенка, что умение отказать это не про трусость, а чаще про храбрость, а в некоторых ситуациях про безопасность. Дайте ребенку максимальное количество шаблонных ответов на различные ситуации, проиграйте эти ситуации. Помогайте приобретать собственный опыт, побуждайте задавать вопросы.

Помните об основных правилах обучения безопасности:

-обучайте заранее;

-обучайте наглядно и разнообразно;

-повторяйте и закрепляйте;

-проверяйте, хорошо ли ребенок усвоил правила безопасности умеет ли он их применять.

В процессе беседы с родителями на неделе психологии мы рассмотрели основные правила, которым необходимо научить ребенка, если он остается дома один, если он потерялся, правила общения с незнакомцами. Рассмотрели правила безопасности в сети интернет.  Разобрали действия родителей в различных ситуациях. Подробнее с данным материалом можно ознакомиться на канале YouTube  «Психологическая служба ДТДиМ» по ссылке:  https://youtu.be/r8ZHNm0Tg_k