Уральский кудесник, или шкатулка со сказами

«Название было удачным: пиши да пиши сказы и укладывай в одну шкатулку»
П.П. Бажов

Сказ – это принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры рассказчика. Литературные сказы, как правило, генетически связаны с фольклором. У Павла Петровича Бажова наряду с реальными персонажами – барином Турчаниновым и знаменитым мастером Иваном Бушуевым, работы которого можно увидеть в Оружейной палате Кремля и музеях Москвы (именно ему писатель посвятил сказ «Ивано-Крылатко»), действуют и фантастические персонажи.

Впечатления детства оказались для П.П. Бажова самыми важными и яркими. Дома он многое услышал и узнал от отца и бабушки, также хорошими рассказчиками были местные старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб, но лучшим был старый полевой горняк Василий Алексеевич Хмелинин – у его сторожки на Думной горе часто собирались ребятишки, чтобы послушать интересные истории.

Могучий горный хребет прорезает с Севера на Юг необозримые просторы русских равнин. Древние горные кряжи, разделившие две части света – Европу и Азию, то сжимаются в узкую полоску, то рассыпаются веером горных вершин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель российской тяжелой промышленности. Еще при Петре Первом здесь возникли первые металлургические заводы и рудники. Создавались они для укрепления экономической и оборонной мощи нашей державы. Рудники были как государственными, так и частными, к которым приписывали деревни крепостных крестьян. Династия первых крупных горнопромышленников – Демидовы. К концу XVIII века в их руках, по данным БСЭ, было сосредоточено 55 заводов.

П.П. Бажев (изначально его фамилия писалась так) родился и жил на Урале. Рос Павел среди рабочих. Его дед и отец были рабочими в сварочных цехах Сысертского, Северного и Полевского заводов. Окончив Церковно-приходскую школу, Екатеринбургское  духовное училище и Пермскую духовную семинарию, Павел Бажов не стал священником. В двадцать лет он уже начал учительствовать сначала в глухой деревне Шайдурихе, а позднее преподавал русский язык в Екатеринбурге и Камышлове. Восемнадцать лет Бажов был учителем и пятнадцать из них, во время летних каникул, пешком странствовал по родному краю. Немногим открывает природа свои вековые тайны. Чтобы встретить Голубую змейку, бабку Синюшку, красавицу Хозяйку Медной горы или веселую девчонку Огневушку-поскакушку, нужно желать добра не только себе.

Кроме знаменитой «Малахитовой шкатулки» П.П. Бажов написал шесть очерковых книг, в основном по истории революции и Гражданской войны на Урале и Сибири. Автору исполнилось 45 лет, когда в свет вышла первая книга очерков «Уральские были» (1924), а через несколько лет читатели узнали о детстве автора из автобиографической повести «Зеленая кобылка», в которой он предстает в образе Егорши Колдункова.

Фамилия Бажов происходит от местного уральского слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. В детстве фамилия Бажова была переделана друзьями в Колдункова, которая на некоторое время стала псевдонимом писателя.

По мотивам сказов уральского автора-самородка был снят кинофильм «Каменный цветок» (1946), поставлен балет С.С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (1954) и одноименная опера К.В. Молчанова (1950), созданы мультипликационные фильмы, музыкальные и художественные произведения. В честь П.П. Бажова названы улицы в Москве, а на центральной выставке ВВЦ сооружен фонтан «Каменный цветок». В Екатеринбурге писателю поставлен памятник, а по Волге курсирует судно, носящее его имя. В театрах идут спектакли по сюжетам «бажовских сказов».

В 2019 году Образцовый детский коллектив «Театральная студия «Непоседы» (художествен-ный руководитель Елена Николаевна Шафик) Дворца творчества детей и молодежи явили зрителю оригинальную постановку по сказам П.П. Бажова «Горных дел мастер». Постановка понравилась не только зрителям, но и членам жюри различных конкурсов, о чем красноречиво говорят результаты:

– диплом Лауреата III степени, международный конкурс-фестиваль театральных коллективов «Таланты без границ», (г. Санкт-Петербург, 2019);

– диплом Лауреата III степени, международный конкурс детского творчества «Урал собирает друзей», (г. Оренбург, 2019);

– диплом Лауреата I степени, (международный творческий конкурс-фестиваль «Кладезь талантов», (г. Оренбург, 2019);

– диплом Лауреата I степени, диплом «За лучшую режиссерскую работу», два диплома «За лучшую роль», два диплома «За лучшую роль второго плана», городской конкурс «Театральная маска», (г. Оренбург);

– диплом Лауреата II степени, городской фольклорный фестиваль-конкурс детского творчества «Ты свети, свети, Ярило», (г. Оренбург, 2019).

22 марта 2019 года на базе школы №72 прошла творческая гостиная «Семья как основа формирования личности ребенка с особыми образовательными потребностями» (из опыта работы театральной студии «Непоседы» на примере группы «Семейный театр»). В рамках мероприятия был показан отрывок из спектакля по мотивам произведений П.П. Бажова «Горных дел мастер».

«Семейный театр» работает на базе школы уже три года. Родители помогают детям в создании декораций, костюмов и реквизита, а дети в домашних условиях становятся наставниками по актерскому мастерству и сценической речи для своих родителей. Готовясь и обдумывая образы своих героев, артисты «Семейного театра» просматривали кинофильмы, видео-уроки по сценической речи, изучали уральский старинный диалект. Это удивительный проект, который помогает родителям реализовывать мечты юности и проводить больше времени со своими детьми.

Несколькими днями раньше, на базе той же школы № 72 у второклассников  прошли «чтения по творчеству П.П. Бажова», не запланированные школьной программой. В образе Хозяйки Медной горы выступила Ирина Евгеньевна Грузан – заведующий библиотекой Дворца творчества детей и молодежи, а со-ведущей была Елена Николаевна Шафик, художественный руководитель театральной студии «Непоседы». Второклассники составляют очень интересную группу читателей. У них пока довольно слабая техника чтения, но очень высокий интерес к познанию, они любят фантазировать, у них всегда много вопросов (например, по окончании «чтений» девочка поинтересовалась: может ли Хозяйка Медной горы, прямо сейчас обернуться ящеркой). Не зря же детей этого возраста часто называют «почемучками»!

Долгое время критики спорили между собой, как определить творчество Бажова и его самого: фольклорист, писатель-краевед, или историк? В итоге дружно сошлись на том, что автор сочетал все вместе. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» был переведен на румынский, немецкий, венгерский, французский, английский, японский, китайский языки  – всего, по сведениям Центральной российской библиотеки, на 100 языков мира. Самый знаменитый из сказов – «Медной горы Хозяйка».

Заведующий библиотекой Грузан И.Е.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.