Изучаем букву «К»: открытое занятие в творческом объединении «Умнята»
Мастерство педагога играет ключевую роль в создании атмосферы развития, личностного роста обучающихся на основе доверительных отношений, сотворчества. Только при «включении» и поддержки субъектной, активной позиции ребенка возможна его сознательная познавательная деятельность. Однако, чтобы достичь такого мастерства и уметь создавать такие условия для обучающихся, педагогу необходимо быть нацеленным на собственное профессиональное развитие, постоянно расширять свой опыт.
В настоящий момент существует широкий спектр способов профессионального самосовершенствования, активно использующихся в практике. Пожалуй, в качестве главного условия здесь можно выделить обмен опытом между педагогами. Обмениваясь опытом, педагоги делятся своими находками, наблюдениями, приемами работы и т.п. и тем самым обогащают свою практику. Одной из форм обмена опытом является открытое занятие, активно использующееся в МАУДО «ДТДиМ».
16 января 2023 г. на базе детского центра «Калейдоскоп» отдела развития и творчества «Парадокс» состоялось открытое занятие педагога дополнительного образования Елены Валерьевны Островой с обучающимися 4-5 лет творческого объединения «Умнята» на тему «Закрепление буквы и звука «К».
Следует отметить, что данная возрастная категория обучающихся является важной с точки зрения формирования готовности детей к школе. Развивающие занятия позволяют ребенку не только получить новые знания, расширить представления об окружающем мире, но и обогатить социальный опыт. На занятиях ребенок учится действовать по заданному образцу, мобилизовать концентрацию. Однако, ребенок еще не способен на длительную работу и быстро устает. Чтобы организовать занятие с оптимальной для ребенка нагрузкой, педагогу необходимо уметь чувствовать своих подопечных и предлагать различные виды деятельности.
В ходе открытого занятия Е.В. Островая наглядно продемонстрировала это умение, отчего работа для детей выглядела непринужденной и увлекательной. Дети активно выполняли предлагаемые задания, при этом сохраняя позитивный настрой. Елена Валерьевна, работая с группой, уделяла внимание каждому: поддерживала, подсказывала, задавала вопросы. В целом, можно констатировать, что темп занятия был выбран оптимально: оно выглядело насыщенным при отсутствии, в то же время, перегруженности.
Успешность проведения такого занятия была обеспечена выполнением ряда условий.
Во-первых, это учет возрастных особенностей. Прежде всего, Елена Валерьевна запланировала такие задания, выполнение которых основывается на имеющемся опыте ребенка. Так, например, детям предлагалось задание «Назови слова на букву «К», где были представлены картинки с изображением предметов, название которых начинается на букву «К». С другой стороны, дети могли называть слова на букву «К» самостоятельно.
Кроме того, как уже отмечалось, для детей данного возраста необходимо предлагать разнообразные виды деятельности в следствие быстрой утомляемости. С этой целью буква «К» изучалась и с помощью игры на закрепление образного восприятия буквы «Зачеркушки», где дети находили в словах букву и зачеркивали ее цветным карандашом.
Во-вторых, Елена Валерьевна четко придерживалась структуры занятия. Была соблюдена этапность, что обеспечивает логичность и последовательность образовательного процесса, а также, что немало важно, управляемость ходом учебного процесса.
Так, в начале занятия педагогом проведен ряд упражнений на разминку, подготовку детей к основной части занятия, среди которых упражнения на развитие межполушарного взаимодействия «Колечки», «Я здороваюсь везде…», «Колодец – заборчик», «Кулак-ребро-ладонь», а также упражнения с массажным мячиком «Пошли ежики гулять», «Вертушка», «Лево-право». Все упражнения динамичны, разнообразны и были предназначены для создания эмоционально позитивного настроя детей, установления контакта между педагогом и группой. И только после этого началась непосредственная работа по изучению буквы «К».
В-третьих, Елена Валерьевна на занятии создала условия для эмоционального контакта с детьми. Это очень важный момент, поскольку дети нуждаются в сопереживании. Педагог продемонстрировал поддерживающую позицию по отношению к подопечным: помогал, когда это было необходимо, хвалил за успешно выполненное задание, использовал юмор, понятный детям, что создавало комфорт в работе.
Реализуя вышеописанный комплекс условий, результатом стало грамотно спроектированный и реализованный образовательный процесс. Можно констатировать, что подобный опыт следует предлагать для изучения педагогам и психологам, работающим с данной категорией детей. Кроме того, подобный опыт педагогической деятельности также полезно изучить и родителям, поскольку наглядно демонстрирует образцы эффективного взаимодействия с ребенком.
Алексей Алексеевич Михайлов, методист методического отдела