Как Крючок и Спицы с Каллиграфией подружились…

Почерк – зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.

Почему у одних людей почерк красивый, аккуратный, ровный, а у других неразборчивый? Какие факторы влияют на формирование почерка?

Анализ исследований показывает, что формирование красивого, правильного почерка зависит от развития моторики рук.

Как педагог дополнительного образования по вязанию спицами и крючком, Галина Вадимовна Колобовникова поставила перед собой проблему: при каких методических условиях на занятиях по ручному вязанию выработка каллиграфического навыка у обучающихся будет наиболее эффективной?

На протяжении 4-х лет Галина Вадимовна изучала проблему, впоследствии ею были разработаны и систематизированы комплексы игр, заданий и упражнений на развитие моторики рук, способствующих формированию каллиграфических навыков у обучающихся 7-10 лет.

17 февраля 2023 года состоялся мастер-класс Галины Вадимовны Колобовниковой по теме «Развитие мелкой моторики на занятиях по ручному вязанию как средство формирования каллиграфических навыков».

Сходство движения рук при письме и вязании позволили натолкнуть педагога на мысль, что вязание крючком и спицами способствует развитию моторики рук и формированию каллиграфических навыков. В связи с вышесказанным, ею была разработана система дидактических игр, упражнений и заданий на развитие мелкой моторики руки, способствующая формированию каллиграфических навыков на занятиях творческого объединения «Золотые спицы» на базе МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»:

упражнения на развитие графических умений: рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки, рисование узоров, дорисовывание недостающей половины рисунка, обведение рисунков по точкам, раскрашивание картинок (без выхода за контуры);

упражнения и задания на развитие пространственной ориентации: составление узоров из геометрических фигур, элементов растительного орнамента (составить узор ковра, узор для варежки, свитера, шапочки); составление узоров по мотивам русских промыслов (украсить фартук матрешки, нарисовать узор оренбургского пухового платка);

игры на развитие чувства ритма:

  • пальчиковый театр (Оборудование: пальчиковые куклы. Ход игры: дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения пальцами);
  • гимнастика для рук (упражнения для всех звеньев руки — пальцев, кисти, предплечья, локтя, плечевой части. Это упражнения на сгибание и разгибание пальцев руки, имитация пальцами игры на пианино, вращения волчка, юлы, соления пищи, ходьбы человечка, стука дождя по крыше, вращательные движения кистей рук, рисование и окрашивание фигур в воздухе, имитация руками различных действий человека (колем дрова, пилим бревно, стреляем из лука, срываем с дерева яблоки и т. п.);

игры на развитие осязания и мелкой моторики:

  • «Танцующий волчок» (Оборудование:самодельный волчок, изготовленный из картона и зубочистки. Ход упражнения: запустить волчки. Результат: выигрывает участник, чей волчок будет вращаться дольше);
  • «Клубочки» (Оборудование: большие клубки пряжи. Ход упражнения: размотать нитки и смотать в новый клубок. По окончании игры дается задание творческого характера: «превратить» клубочек в какое-либо животное, растение, добавив необходимые детали. Набор готовых деталей заранее подбирается педагогом);
  • «Цветные ниточки» (Оборудование: остатки пряжи разных видов, шаблоны различных предметов с прорезями по контуру. Ход упражнения:применяя осязательные умения, подобрать к данной фигуре подходящую по фактуре пряжу. Намотать ее хаотично по контуру фигуры);
  • «Множество ниточек» (Оборудование: остатки пряжи различных видов, шаблоны с разным количеством отверстий по контуру. Ход упражнения: отмерить нити нужной длины с помощью шаблона, навесить нити в каждое отверстие, имитируя вязание воздушных петель);
  • «Бесконечные цепочки» (Оборудование: остатки пряжи средней толщины, трафареты различных фигур. Ход упражнения: связать цепочку, отмерить ее длину. Из вязаной цепочки выполнить детали аппликации);

знакомство с различными видами вязания:

Наряду с традиционными видами вязания (вязание крючком и вязание спицами) обучающиеся знакомятся и с другими видами вязания:

  • вязание пальцами (для данного вида вязания используется очень пушистая и мягкая пряжа с готовыми петлями, что усиливает тактильные ощущения при вязке);
  • вязание на тенерифе (рамке, луме; вид вязания из отдельных мотивов, которые формируются на специальной рамке, путем обматывания нитью штырьков. Закрепление нити часто производится крючком, как и само соединение мотивов в изделие);
  • вязание на линейке (техника «брумстик»; формирование петель производят на любом подходящем предмете: линейка, широкая плоская палочка или же толстая спица, закрепление петель производится вязальным крючком);

игры и упражнения на развитие ручной умелости:

  • «Собери бусы» (Ход упражнения: собрать бусы одного цвета и размера или чередовать цвет, размер и форму бусин. Игра используется на этапе изучения нового материала для изготовления украшений вязаного изделия);
  • Плетение кос и шнуров.

Представленная система работы предусматривает введение подобного рода упражнений и игр на любом этапе проведения занятий в зависимости от его цели, что делает ее универсальной и, конечно же, актуальной для обучающихся младшего школьного возраста.

Галиной Вадимовной Колобовниковой разработаны критерии сформированности каллиграфических умений: соответствие начертания фигур по образцу; ровный наклон штриховки; ровность и безотрывность линий; одинаковое расстояние между элементами; наличие ориентировки в пространстве, а также уровни диагностирования. Критерии конкретизируются показателями, которые можно «замерить» с помощью методик: «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко, «Выкладывание узора» П. Я. Гальперина, «Домик» Н. И. Гуткина, «Дорожки» Л.А. Венгера и др.

Представленная система работы заслуживает внимания; результаты проведения диагностических процедур (стартовой, текущей и итоговой диагностик), а также сравнительный анализ (включая также отзывы классных руководителей экспериментальной группы) позволили сделать выводы, которые доказывают, что почерк вполне поддается коррекции средствами занятий ручным вязанием. Специальные упражнения и простые хитрости, продемонстрированные присутствующим на мастер-классе, помогут сформировать у ребенка идеальный почерк или исправить недостатки письма у обучающихся младшего школьного возраста.

Михайлова О.В., методист методического отдела

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *