«Игровые технологии в работе педагога-психолога УДО»

13 апреля 2023 года на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» состоялось городское методическое объединение педагогов-психологов учреждений дополнительного образования «Игровые технологии в работе педагога-психолога УДО».

В работе городского методического объединения (ГМО) приняли участие 13 педагогов -психологов из разных учреждений дополнительного образования. Тема ГМО была выбрана не случайно. Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов организации педагогического процесса в форме различных игр. Игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между ребенком и взрослым, между педагогом и воспитанником. Она способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов. Игра сегодня – самый популярный вид психологической работы как с детьми, так и со взрослыми.

С приветственным словом выступила Харитонова Наталья Владимировна – педагог-психолог МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» и руководитель ГМО. Она рассказала, что игра – это целостное действие, имеющее свою систему целей и правил, определенные этапы действий и операций. Это своего рода «маленькая жизнь», которая проживается каждым участником, как реальная жизнь. Игра – это поле для воображения и фантазии. Играть можно как ребенку, так и взрослому. Играя, взрослый человек может побыть самим собой или вернуться в свое детство. В игре возможно все. Поэтому в работе педагога-психолога игровым технологиям отводится такое большое значение.

Первой выступила Ахметова Динара Аманжаловна – педагог-психолог МАУДО «Центр детского творчества» Промышленного района – с темой доклада «Психологические игры как инструмент в работе педагога-психолога». В настоящее время имеется огромное множество различных игр. Динара Аманжаловна рассказала участникам ГМО об игре «Опасности волшебного леса». Цель игры – коррекция различных страхов у детей. Играть можно как парами, так и целой группой участников. В групповой работе с детьми возможна не только коррекция страхов, но и изучение различных эмоций: как могут проявляться разные эмоции, что чувствуют другие люди при их проявлении. Если ребенок чего-то боится, то в игре он сам будет всех пугать. При этом чувствовать себя будет смелым и сильным. Если ребенок зажат, то задания, где надо баловаться, шутить и хохотать помогут ему раскрепоститься.  Игра «Опасности волшебного леса» даёт возможность ее участникам избавиться от негативных эмоций.

Продолжила выступление по теме «Психологические игры как инструмент в работе педагога-психолога» Рыдлева Ольга Андреевна – педагог-психолог МАУДО «Центр детского творчества» Промышленного района. Ольга Андреевна рассказала участникам ГМО об игре «Семейные псикреты». Игра помогает участникам осознать свои чувства и бережно к ним относиться. В ходе игры получается что-то вроде рассказа о себе, или «психологического портрета», где все её участники зачитывают свои портреты вслух. Важно, чтобы ребенок услышал, какой он на самом деле от лица значимого взрослого (родителя или педагога, старшего брата или старшей сестры), поэтому в ходе игры приветствуется назначение «дикторов». Следующее знакомство состоялось с игрой под названием «Копилка возможностей». Игра помогает обсудить трудности, с которыми встречаются дети и подростки в повседневной жизни.

Третей выступающей стала Судакова Екатерина Владимировна – педагог-психолог МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» – с темой доклада «Играют все» из опыта работы педагога-психолога в ДООЛ «Чайка». Начав работу в летний период, Екатерина Владимировна обратила внимание, что у детей и подростков есть трудности с концентрацией внимания, пониманием и удержанием долгое время в памяти инструкции, которую озвучивает взрослый, неумением работать в команде, слушать и слышать мнение другого человека. В связи с этим она подобрала наиболее подходящие настольные игры и психологические упражнения для развития этих качеств и способностей. Вот некоторые из них: упражнение «Каким ты видишь…», настольная игра «Все на ладони», игра «5 предметов», настольная игра «ИЛИТО», игра «Спасите яйцо». Она также рассказала участникам ГМО о своем опыте применения данных игр на практике.

Продолжила знакомить участников ГМО с различными видами игр Острая Елена Александровна – педагог-психолог МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи». Она подготовила и продемонстрировала целый набор своего инструментария. Елена Александровна представила такие игры как «Воспроизведи картинку», «Телепат», «Путь к успеху», нейропсихологическая игра и «Лепешка». Более подробно была представлена игра «Лепешка».  Можно ли с помощью одной игры научить детей договариваться, отстаивать свои интересы и предъявлять требования? Ответ: да. «Лепешка» поможет развить социальный интеллект — умение предвидеть возможные реакции другого человека в различных ситуациях общения и адекватно реагировать на них социально приемлемым способом. В данную игру можно играть и в кругу семьи. Она поспособствует тому, чтобы ребенок и его родители прожили какие-то негативные эмоции, которые возникают во время их общения в игре. 

В заключении Харитонова Наталья Владимировна поделилась с участниками ГМО своим опытом работы на платформе «МАК-практика» – платформа для МАК и Т – игр. Это уникальная платформа для проведения онлайн-консультаций с метафорическими ассоциативными картами (МАК) и проведения Т-Игр. На ней можно проводить как индивидуальные, так и групповые консультации. На платформе уже загружены фоны и колоды МАК. Но можно и самому педагогу-психологу добавлять свои МАК, фоны, игровые поля, схемы-алгоритмы. На платформе МАК-практика можно работать и проводить консультации с любого стационарного и мобильного устройства. Личный кабинет предусматривает размещение от 1 до 7 человек. Каждый участник может выбирать, переворачивать, передвигать карты. Это очень удобно.

Все участники ГМО были довольны полученной информацией и удивлены разнообразием игр. Единогласно был сделан вывод, что используя игровые технологии в работе, педагоги-психологи не меняют ребенка и не переделывают его, не учат каким-то специальным поведенческим навыкам, а дают возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации. Феномен и значение игровых технологий состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, они способны перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание и труд.

  «Игра – один из видов деятельности, значимость, которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений и служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей» (Г.М. Коджаспирова).

Татьяна Чертыкова, методист МАУДО “ДТДиМ”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *