Зачем детей учить играть в шахматы?

«… Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы
как один из элементов умственной культуры».
В.А. Сухомлинский

Именно с этого вопроса началось городское методическое объединение (ГМО) направления «Шахматы». 8 ноября 2023 г. на базе Многопрофильного центра дополнительного образования детей г. Оренбурга состоялось заседание ГМО направления «Шахматы» на тему «Методика первого года обучения шахматам». На мероприятии встретились 12 педагогов – шахматистов из образовательных организаций г. Оренбурга: МЦДОД, ДТДиМ, СДТТ г. Оренбурга, ЦДТ г. Оренбурга, СЮТ, СОШ № 52.

Зачем детей учить играть в шахматы? Дети – это наше будущее, а будущее нашей страны в их руках. В наш век, век информационного общества, интеллект является одним из наиболее значимых качеств личности. Проблема интеллектуального развития является одной из наиболее социально значимых. Признается высокий потенциал шахмат как средство интеллектуального развития учащихся. Шахматы формируют навыки коммуникации, навыки нестандартного мышления, интеллектуальные навыки.

Актуализация знаний педагогов дополнительного образования о методах первого года обучения шахматам и решение таких задач, как знакомство с методами обучения и построения образовательного процесса, знакомство с опытом работы педагогов по шахматам по вопросам методики 1 года обучения стали основной темой насыщенной и интересной встречи. Все педагоги данного направления прекрасно знают, что основная цель 1 года обучения – заинтересовать, познакомить с базовыми правилами и увлечь шахматной игрой.

О методике 1 года обучения из опыта своей работы рассказал Логинов Анатолий Аркадьевич, педагог дополнительного образования МАУДО «Станции детского технического творчества» г. Оренбурга: представил свою презентацию с включением мультфильма «Как ходят пешки» и методическую разработку «Экспресс-обучение шахматной игре». Рассказал об интересном взаимодействии с родителями, привлекая их к игре в шахматы для отслеживания учебы детей.

Решение задач 1 года обучения представила руководитель ГМО и педагог дополнительного образования МАУДО «МЦДОД» Любовь Александровна Сычева цитатой известного философа Г. Клаус «…Один из сильнейших воспитательных аспектов шахматной игры заключается в ее сути: шахматы – превосходная школа логического мышления…Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры. Нежели использовать для этой цели учебники. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения». Вот поэтому эффективно «работают» спортивные и зрелищные компоненты. Их соревновательная сущность, игровой характер стимулирует интерес к шахматам. Подбор интересных форм и методов увлекает и развивает интерес к овладению правилами игры, попробовать свои силы за доской. Любовь Александровна представила целый ряд увлекательных мультфильмов для детей о шахматах: «История одной вещи. Шахматы», «Фиксики – об игре в шахматы», «Путешествие в шахматную страну», а также игру на знание шахматной нотации «Картошка». Руководитель ГМО Сычева Л.А. познакомила педагогов с опытом работы «Школы шахмат Александры Костенюк», продемонстрировала видеоуроки проекта г. Москвы «Шахматы в школе» и работу программы в сети интернет «StepChess».

Также внимание педагогов привлек доклад Любовь Александровны о разном подходе в преподавании предмета «Шахматы» у образовательных организаций и спортивных школ, были разобраны структура занятий, их различия.

Кульминацией работы методического объединения стала практическая работа «Педагогическая лаборатория»: учащиеся 1 года обучения доигрывали заданные позиции на шахматной доске. Педагогам было предложено проанализировать игру ребят, выявить технические ошибки и решить, какие можно подобрать профилактические упражнения и какие методики использовать. Встреча завершилась совместной игрой педагогов и детей «Кто быстрее».

Методист методического отдела ДТДиМ Сергеева Венера Равильевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *