Шрифтовые композиции. Леттеринг
24 ноября состоялось открытое занятие Харламовой Екатерины Валерьевны, педагога дополнительного образования Центра творчества и спорта «Лора Плюс» ДТДиМ. На занятии присутствовали обучающиеся в возрасте 7-10 лет первого года обучения творческого объединения «Азбука дизайна».
Цель занятия – формирование у обучающихся знания о новой дизайнерской технике «леттеринг».
Задачи занятия педагог выделил следующие:
– сформировать представление о существующих видах шрифтовой техники: шрифт, каллиграфия, леттеринг; сформировать умения применить технику «леттеринг» в разработке эскиза новогоднего шара;
– воспитывать уважение к изобразительному искусству на примере изучаемой техники; к профессии – типограф, художник-каллиграф;
– развивать эстетический, художественный вкус, творческую и познавательную активность, внимание и креативность, мелкую моторику и аккуратность.
Богатый иллюстративный ряд и наглядный материал (презентация; раздаточный материал), новые сведения о шрифтовых техниках (шрифт, каллиграфия, леттеринг) настроили участников на активную деятельность, продемонстрировали их умение устанавливать логические связи, строить умозаключения, самим делать выводы.
Леттеринг как технику отличает не столько своеобразие шрифта (это единственные в своем роде буквы, написанные для уникального названия или проекта), где каждый элемент пишется вручную, а ручной набросок может быть дополнен компьютерной графикой, сколько единая стилизованная композиция, которую эти буквы представляют.
Техника может обладать различным уровнем сложности символов, композиции, идеи. Демонстрируя подборку слайдов, фотографий педагог обратила внимание обучающихся на характерные особенности написания образцов шрифтов в техниках «леттеринг» («шрифт», «каллиграфия») схематичные изображения возможных композиций.
Перед началом практической части занятия Екатерина Валерьевна акцентировала внимание на графическое выделение основных слов (размер букв и толщина начертания), постановке руки и характере нажима на карандаш. Предложила обучающимся освоить тренировочные упражнения из демонстрируемых вариантов раздаточного материала.
После тренировки начался основной этап занятия – создание эскиза новогоднего шара в технике «леттеринг». На этом этапе педагог использовал разнообразные приёмы привлечения внимания обучающихся для сосредоточения на композиционном решении эскиза (в зависимости от выбранной ребенком надписи на шаре), на его завершённости (согласно этапам выполнения) и целостности создаваемого образа (новогоднего поздравления в форме шара).
Таким образом, содержание учебного материала соответствует цели занятия. Выбранная методика отражает возрастные особенности обучающихся. В процессе занятия дети познакомились с редкими профессиями в мире печатного дизайна (типограф, художник-каллиграф), что позволяет расширить представления детей в области профессий.
Михайлова О.В., методист ДТДиМ