Одаренные дети – надежда России
И с этим невозможно поспорить, ведь именно они – любознательные, разносторонние, целеустремленные – составляют главный потенциал страны, дают надежду на ее достойный завтрашний день.
«Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться».
Замечательные слова А. Бебеля взяты эпиграфом к ГМО «Боевые искусства» по теме «Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в области физической культуры». Мероприятие подготовлено и проведено 10.01.2024г. педагогическими работниками Спортивно-оздоровительного клуба «Пламя» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи», для которых данная тема очень актуальна. Цель своей работы с одаренными детьми они определили следующим образом:
− развитие познавательных и творческих способностей обучающихся с различным уровнем одаренности;
− создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализация и оптимальное развитие;
− воспитание личности активной, творческой, готовой посильно участвовать в решении проблем человечества.
Рустамян Николай Акопович в своем выступлении подчеркнул, что основным направлением его работы с одаренными детьми является выявление из общего количества занимающихся, наиболее спортивно-одаренных детей. То есть тех, которые обладают выдающимися способностями в области физической культуры, интересуются боевыми искусствами, и которые, благодаря своим наследственным индивидуальным качествам, в дальнейшем смогут показать высокие результаты. Он придерживается таких правил, как: чем выше эффективность начального этапа отбора, тем выше эффектность последующих этапов развития одаренности. При этом важным моментом является наличие индивидуального подхода к каждому обучающемуся, организация и проведение соревнований и специальных тестов, где будут проверяться силовые и технические навыки детей, привлечение дополнительных ресурсов для их развития.
Пешков Сергей Сергеевич представил методические рекомендации по формированию интуитивно-образного восприятия на занятиях по каратэ. Было замечено, что практически все психологи указывают на тесную связь между интуицией и эстетическими переживаниями, возникающими при восприятии искусства, красоты. Отсюда и рекомендуемый механизм создания ситуации проживания воспитанниками эстетических чувств – использование таких форм образовательного процесса как семинар, соревнование, аттестация. В процессе них дети имеют возможность наблюдать красивые, грамотно построенные поединки (кумитэ), выполнение ката мастерами единоборств. На первой ступени обучения рекомендовано обязательное пояснение со стороны педагога, акцентирующего внимание на красиво выполненных элементах и приемах. При совершенствовании мастерства обучающиеся имеют возможность самостоятельно оценить степень эстетичности того или иного аспекта поединка и ката.
Добрые слова прозвучали в адрес Семченко В.М., старейшего педагога спортивного клуба. Своим примером он дает понять, что однажды став на ступень педагога, назад пути нет. Можно двигаться только вверх к самосовершенствованию. Необходим поиск более эффективных и привлекательных форм организации внеучебной деятельности детей и подростков. Настало время их удивлять, поскольку сегодня именно «удивление» лежит в основе детского познания. При этом Вячеслав Михайлович строит свою работу на доверии и уважении, что способствует созданию здорового психологического климата в коллективе, где его ценят за инициативность, ответственность и компетентность.
В заключении ГМО были определены качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми: быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений; проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Васильченко Валентина Николаевна, методист МАУДО «ДТДиМ»