Игра, как средство развития семейных ценностей
29 февраля на базе ЦППРД «Орион», в рамках городской недели психологии прошла мастерская педагога-психолога Добрыниной Татьяны Павловны на тему «Игра, как средство развития семейных ценностей». На мероприятии присутствовали психологи и родители обучающихся творческих объединений центра.
Все мы знаем, что семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. А что может быть лучше, интереснее и веселее, чем совместные игры родителей с детьми. Игры духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
В последнее время все чаще психологами системы образования в работе стали использоваться для эффективного взаимодействия с детьми креативные методы, а в частности технологии Арт-терапии. Арт-терапия это не только метод коррекции и развития посредством художественного творчества, но и увлекательная возможность взрослым и детям провести время с пользой, познакомиться поближе, исследовать свой внутренний мир и эмоциональное состояние.
Татьяна Павловна предложила всем участникам мастерской провести необычную арт- терапевтическую игру «Метафорический портрет». Представленная методика является хорошим инструментом для диагностики состояния человека «здесь и сейчас», с ее помощью можно понять, как воспринимает человек себя в разных социальных ролях, больше узнает о своих желаниях, самооценке и о том, чего хочет от жизни, использовать ее можно дома (с дошкольниками, подростками и взрослыми) со своими друзьями или в кругу коллег. С ее помощью вы поймете, как воспринимаете себя в разных социальных ролях, больше узнаете о своих желаниях, самооценке и о том, чего вы хотите от жизни.
Из материалов нам понадобились: 4 листа А4, любой материал для рисования (лучше если это будет простой карандаш, но можно использовать ручки, фломастеры, цветные карандаши, краски и т.п.).
На отдельном листе бумаги каждый нарисовал рисунок закончив предложение:
1) Если бы я была растением, то я была бы………………………………
2) Если бы я была посудой, я была бы……………………………….
3) Если бы я была оружием, я была бы………………………………….
4) Если бы я была украшением, я была бы……………………………..
Закончив рисование и разложив рисунки перед собой в произвольном порядке каждые письменно ответил на предложенные вопросы:
Растение. Что это за растение? Где живет? Какие необходимы условия, чем питается, многолетнее или однолетнее? Для чего его посадили? Выполняет ли оно эту функцию?
Посуда. Где находится эта посуда, есть ли свое место? Чья эта посуда? Откуда она взялась? Для чего используется? Используется ли по назначению?
Оружие. Откуда оно взялось? При каких обстоятельствах? Кому оно принадлежит? При каких обстоятельствах используется оружие? Как это происходит? Где хранится?
Украшение. История происхождения. Обстоятельства приобретения. Обыкновенное или уникальное? Для чего используется, когда, насколько часто? С какой целью, в каких ситуациях? Если есть надписи, то, что написано?
Из названия техники все поняли, что нарисовали свой автопортрет, где каждый из четырех рисунков метафорически обозначает определенную сферу психической жизни. Так какое значение имеет каждый рисунок?
Растение — это общее самовосприятие человека, отражающее его образ «Я», самооценку, а также потребность в росте и развитии.
Посуда — это метафора личности человека, отражающая право (не)иметь и (не)удовлетворять свои потребности, в первую очередь, бытовые и социальные.
Оружие — это метафора человека в состоянии гнева, выявляющая его возможные стратегии действия в конфликтной ситуации. Это о личных границах и способности их (не) защищать.
Украшение — это не что иное, как стратегия и способ нашей самопрезентации. А еще степень любви к себе и вообще — самоценности.
По итогу участникам было предложено объедините все 4 портрета, одним словом, еще раз посмотреть на рисунки и записать первое слово, которое придет на ум. Это может быть глагол, существительное, прилагательное, название какой-то книги, песни, а может, фамилия известного вам человека. Что угодно. Почему именно это слово? Как оно может характеризовать вас как личность? Что вы чувствуете, ассоциируя себя с этим словом?
Обсуждение вызвало массу позитива, смеха и неожиданных открытий. Каждый смог увидеть свой метафорический образ. Попытался ответить на вопросы: что вас удивило? что пришло как само собой разумеющееся? какой из рисунков больше, ярче, заметнее? почему? какому вы уделили меньше внимания? Что это может значить?
Вопросов десятки, но в рамках статьи я не могу перечислить все. Предлагаю каждому попробовать данную методику со своими близкими или друзьями. Хочется выразить огромную благодарность Татьяне Павловне за созданною ею атмосферу спокойствия, уюта и расслабления. Рисунки получились очень интересными и насыщенными и, конечно, индивидуальными. Трактовка рисунков строго конфиденциальна, вся психологическая работа основана на принципе безопасности.
Судакова Екатерина Владимировна,
педагог-психолог МАУДО ДТДиМ