МАК в работе с родительскими установками
Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные
на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним,
составляющие неотъемлемую часть его.
Виктор Гюго
Все мы родом из детства…эти слова, принадлежащие знаменитому французскому летчику, писателю, философу Антуану Экзюпери, давно стали крылатым выражением. В них заключена глубокая правда, ведь все, что мы берем с собой во взрослую жизнь, было обретено нами в детские годы. С рождением ребенка родители автоматически приобретают для него статус жизненно важных фигур. Родители являются теми людьми, на чьем примере, по чьему подобию ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром. Содержание родительских сообщений ребенку и то, каким образом они их структурируют, как правило, становится способом общения его с внешним миром, что закладывает основы определенного типа поведения, который некоторые авторы называют «жизненный сценарий». Происходит это так: в процессе воспитания родители, словом или невербально сообщают детям некую информацию (предписание, установки), которая закрепляется в подсознании детей и сопровождает их уже во взрослом возрасте, влияя на принятие ими определенных решений и совершение тех или иных поступков. Программа ограничивает свободу и часто приводит к внутренним конфликтам: в какой-то момент человек понимает, что нужно менять свою жизнь, но не может этого сделать.
Если с детства ребёнку внушаются положительные установки, то он лучше осознаёт собственную уникальность и грамотно взаимодействует с окружающим миром, например: «Смелее, ты всё можешь сам!», «Давай, я тебе помогу!», «Мы тебя любим», «Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.». Но часто в процессе воспитания родители используют простые, но очень обидные фразы, несущие негативные послания: «Горе ты моё!», «Не твоего ума дело!», «Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!», «Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших».
Что делать, если отрицательная установка уже сформировалась? В этом случае может помочь новое убеждение, работающее против негатива (установка “у тебя всё получится” отлично перекрывает убеждение “ты ни на что не способен”). Но это работает тогда, когда человек убеждается в своих умениях и получает похвалу от значимого для него человека. Если же такого не происходит, то на помощь может прийти один из популярных инструментов в психологической работе – метафорические ассоциативные карты (сокращенно – МАК). МАК — это наборы картинок с яркими изображениями людей, животных, пейзажей и ситуаций, с помощью которых можно глубже погрузиться в бессознательное и помочь человеку распознать свои проблемы и переживания, получить ответы на важные вопросы, разобраться со своими мечтами и страхами и понять, что делать дальше.
В рамках городской недели психологии была проведена мастерская «МАК в работе с родительскими установками» на которой Судакова Екатерина Владимировна, педагог-психолог ДТДиМ, продемонстрировала практические способы применения МАК в работе с подростками и взрослыми. Участникам мастерской были предложены упражнения с применением МАК:
- «Я-подросток»
- «Про тебя. Метафора женской идентичности»
- «Я принимаю решение»
- «Мама и дочка»
- «Папа и я»
- «Родительские установки»
- «Родительские установки и запреты»
Особое внимание было уделено набору карт «Родительские установки», которые состоят из посланий-утверждений, которые в детстве наиболее часто слышит человек от своих родителей или ближайшего окружения. Половина карточек носят негативный характер, транслируют нам отрицательные субъективные утверждения родителей и других значимых взрослых о нас, о мире, об окружающих людях. Другая половина карточек с посланиями имеют положительную формулировку, направлены на то, чтобы поменять негативные установки на адаптивные, ресурсные.
Каждый участник мастерской смог «увидеть» установки и послания из детства и проследить их реализацию в событиях настоящего, осознать факторы и условия прошлого, влияющие на события сегодняшнего дня, понять какие ресурсы необходимы личности на сегодняшний день, чтобы сформировать положительные копинг-стратегии в преодолении травматического опыта.
Судакова Екатерина Владимировна,
педагог-психолог МАУДО ДТДиМ