Психологические проблемы учащихся с нарушением речи

Дети с нарушениями речи часто сталкиваются с трудностями социальной адаптации, низкой самооценкой, тревожностью и страхом общения. Нарушения речи неизменно сопровождаются сопутствующими психологическими сложностями у ребенка. 16.04.2025 г. состоялось заседание городского методического объединения педагогов дополнительного образования по реализации программ коррекции речи. С приветственным, вступительным словом участникам выступила Даминова Гульнара Шагидулловна, руководитель городского методического объединения.

Об особенностях познавательного развития дошкольников с нарушениями речи рассказала Насибуллина А.Д., к.п.н., доцент кафедры специальной психологии ОГПУ. Речевые нарушения в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении. Познание мира осуществляется преимущественно через практическое взаимодействие с окружающей средой, а не через речь. Такие психические функции как восприятие, внимание, память, воображение, мышление характеризуются неустойчивостью, истощаемостью недостаточной продуктивностью. Бикташева Л.В., педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиМ» г. Оренбурга осветила проблему детей-билингвов, психологических трудностях при речевых нарушениях. Билингвизм у детей – это одновременное владение ребенком нескольких языковых систем, выраженное в равной или различной степени. Речевые трудности у таких детей возникают потому, что они приступают к изучению другого языка страны проживания, ещё не освоив в полной мере свой родной язык. Ребенок зачастую не понимает обращенной к нему речи, на занятии может находиться в состоянии стресса. Но логопедическая работа с такими детьми помогает детям успешно адаптироваться в новой среде.

В своем выступлении на тему «Психологические проблемы ребенка, обучающегося в 1 классе, при нарушении сенсорной интеграции» педагог дополнительного образования МАУДО «ЦРТДиЮ детский клуб Исток» Добромильская Е.Г. рассказала о влиянии процессов обработки мозгом поступающей от органов чувств информации, на развитие и обучение детей, определяя успешность освоения различных видов деятельности. Поделилась опытом применения нейропсихологического подхода в работе с своими воспитанниками, отметив динамическое влияние нейропрактик на становление и развитие речи.

Дети с речевыми нарушениями имеют свои личностные и эмоциональные особенности, о которых важно знать. Тему «Особенностей личности и мотивационной сферы учащихся с ОНР» раскрыла педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиМ» «Школа развития» Куликова О.В. В следствии того, что ребенок остается не понятым окружением эмоционально-личностная сфера характеризуется тревожностью, самооценка значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, мотивация на успех снижена. Ольга Владимировна предложила психологические игры и практики, нацеленные на компенсацию личностных и эмоциональных изменений детей.

Скрипальщикова А.М., педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДТ» г. Оренбурга СРР «Филиппок» рассказала об опыте работы с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы. Логопед сталкивается с такими проявлениями нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка как эмоциональная неустойчивость, трудности в выражении эмоций, нехватка саморегуляции, зависимость от внешней поддержки.

Подводя итоги ГМО, участники сделали вывод о важности знаний психологических проблем ребенка с нарушением речи для организации мероприятий их компенсации и минимизации.

Коваленко Полина Владимировна,
педагог-психолог МАУДО ДТДиМ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *