Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога УДО
12 января 2023 года на базе МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга состоялось городское методическое объединение педагогов-психологов учреждений дополнительного образования города по теме «Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога УДО». В мероприятии приняли участие 13 специалистов из 5 учреждений дополнительного образования города: МАУДО «ДТДиМ», МАУДО «ДЭБЦ», МАУДО «МЦДОД», МАУДО «ЦДТ» г. Оренбурга, МАУДО «ЦДТ Промышленного района».
Все чаще психологи используют в своей работе колоды МАК (метафорические ассоциативные карты). И это понятно, так как МАК – это карточки или открытки с ярким изображением людей, животных, предметов жизнедеятельности, пейзажей, эмоций, ситуаций, узоров, абстракций, образов. При помощи этих картинок, имеющих такое загадочное название, у человека вызываются ассоциации, чтобы раскрыть его индивидуальное психологическое содержание, а попросту – понять его настоящие чувства, определить, что именно его волнует на самом деле, чего он боится, о чем мечтает.
В самом начале руководитель ГМО педагог-психолог МАУДО «ДТДиМ» Харитонова Наталья Владимировна поприветствовала участников встречи и всем коллегам напомнила интересную историю возникновения МАК и их видах.
В процессе работы методического объединения были рассмотрены вопросы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальной и групповой работе с детьми разного возраста, в том числе с детьми ОВЗ, а также их родителями.
4 педагога-психолога подготовили интересные презентации и представили свой опыт работы с МАК:
1. «Волшебные помощники: практика по применению МАК в работе с дошкольниками и их родителями» – педагог-психолог МАУДО «Многопрофильный центр дополнительного образования детей» Колесниченко Алена Сергеевна рассказала о сюжетных и портретных колодах и техниках, которые можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста и их родителями. Участникам было предложено поработать с колодой «Спроси своего внутреннего ребенка». Практическая работа с данной колодой очень откликнулась в сердцах участников ГМО. Каждый старался понять изображение своей карты и дать определение своему «внутреннему» ребенку.
2. «Использование МАК в работе с подростками и их родителями» – педагог-психолог МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» Судакова Екатерина Владимировна поделилась опытом работы с девушками-подростками и их мамами в процессе психологического консультирования с использованием МАК «Мама и дочь», «Родительские установки», «Я подросток», «Я принимаю решение», «Про тебя», «Детство». Участникам была предоставлена возможность рассмотреть колоды и попробовать некоторые техники на себе. Наибольший интерес вызвал комплект метафорических карт «Мама и дочка», созданный эффективно решать вопросы, связанные с сепарацией от родительской фигуры, женской идентичностью, воспитанием детей, кризисами в отношениях с мамой или дочерью.
3. «Использование МАК в работе педагога-психолога с детьми ОВЗ» – педагог-психолог МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» Вуколова Ирина Владимировна поделилась своим опытом работы с детьми ОВЗ. Она презентовала колоду «Роботы». В комплект «Роботы» входят два идентичных набора метафорических карт (84 цветных и 84 чёрно-белых), каждый из которых включает в себя три вида изображений: головы (28 карт), туловища (28 карт) и ног (28 карт). Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом так, что может получится целостная картинка. Карты предназначены прежде всего для психологической работы с детьми, подростками и родителями, однако они могут эффективно использоваться и в работе с любыми взрослыми. Педагоги – психологи с удовольствием выполнили упражнение «Я в прошлом, настоящем и будущем», используя колоду «Роботы».
4. «Использование МАК в развитии эмоционального интеллекта детей с ОВЗ» – педагог-психолог МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» Суханова Эльвира Геннадьевна рассказала о возможностях использования методики «Монстрики чувств» при работе с детьми с особыми образовательными потребностями (авторы Ю. Гох-Корона и К. Корона). «Монстрики чувств» – это набор из карточек с изображением монстриков в разных эмоциональных состояниях, который помогает познакомить детей с эмоциями, а также скорректировать нарушения в эмоциональной сфере. Педагог-психолог очень подробно рассказала коллегам об упражнениях по этой методике.
Руководитель ГМО педагогов-психологов Наталья Владимировна подвела итоги методического объединения. Содержание и ценность практических методов, рассмотренных в работе, вызвали положительные отклики у всех участников.
Из истории:
История возникновения МАК (Метафорических Ассоциативных Карт) чересчур интересна. В конце 20 века канадский художник Эли Раман испытывал некоторые финансовые трудности, к которым вскоре добавился творческий кризис, что так часто бывает среди талантливых людей. В момент отчаяния ему в голову приходит невероятная мысль: перенести свою живопись на карты-картины, которые могли бы уместиться в карман простого обывателя. Таким образом его работы станут доступными не только для богачей, а также для тех, кто не может себе позволить посещать галлереи и тем более приобретать его живопись на аукционах. Да-да, Эли Раман был еще тот предприниматель:) Итак, в 1975 году он изобрел ПЕРВЫЕ в своем роде карты-картины, которые очень быстро стали популярными. Спустя 8 лет Эли Раман знакомится с известным немецким психотерапевтом Моритцом Эгетмейером (который станет его хорошим другом до последних дней художника). Моритц сразу же обращает внимание на удивительную особенность этих карт-картин: каждый смотрящий в картинах видел и вкладывал свой смыл. Так у Моритца зародилась идея о создании волшебной колоды МАК (Метафорических Ассоциативных Карт), которая появится в 1983 году под названием OH CARDS. На сегодняшний день в мире насчитывается более 200 колод МАК. Каждая из которых направлена на определенную психотерапевтическую проработку в самопознании, детско-родительских отношениях, отношениях в паре, проблеме выбора, кризисных ситуациях, проработке страхов, обиды, чувства вины, психосоматических заболеваниях…
Виды МАК:
1. Универсальные
Работают с широким кругом запросов.
2. Портретные, архетипичные
Применяются, когда необходимо проработать эмоциональные состояния и увидеть собственные роли и маски (а также роли и маски других людей).
3. Ресурсные
Применяются, когда перед человеком стоит задача поиска ресурса (отлично подходят для бизнес-запросов).
4. Специальные
Это колоды узкой направленности. Как правило для работы с одной темой или узкой спецификой, запросом:
– Семейные, для работы с парными отношениями
– Для работы с травмой, страхами
– Для работы с детьми
– Коучинговые
– Сказочные
– Женские
И другие…
Венера Сергеева, методист МАУДО «ДТДиМ»