Формирование активной личности
Семья должна работать в команде, поддерживая индивидуальные цели и устремления друг друга, а уж тем более, если цель едина…
Стратегические ориентиры воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направлены на сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, популяризацию лучшего педагогического опыта воспитания.
Система дополнительного образования обладает большими возможностями поддержки идеи семейного воспитания на примере педагогических династий. Ярким положительным образцом связей между поколениями служат семьи Подкопаловых и Долгушкина-Сазоновой.
Семейные педагогические династии – это показатель преданности однажды выбранной профессии, любви к музыке, которая явилась стартовой площадкой Подкопаловой Ольги Николаевны, работающей в МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи», а в дальнейшем и для Сазоновой Елены Дмитриевны и Долгушкина Михаила Юрьевича, также осуществляющих свою педагогическую деятельность в учреждении. У каждой трудовой династии свой путь, своя история, но всех объединяет одно – преданность своему делу, музыке и Дворцу творчества детей и молодежи.
Ведущей педагогической идеей опыта семейного проведения мероприятий является включение обучающихся в активную деятельность на основе сотрудничества с каждым из педагогов династии, как одного из условий психологической комфортности обучающихся в образовательном процессе.
Личностно-ориентированное обучение вокальному мастерству осуществляется посредством предоставления возможности на занятиях Сазоновой Е.Н. раскрыться каждому обучающемуся в том или ином виде деятельности (вокальной, театральной, игровой).
Таким образом, стимулируя познавательную активность детей, погружая их в мир творчества, и Елена Дмитриевна, и Ольга Николаевна добиваются высоких результатов своих обучающихся, выраженных в устойчивом интересе к вокальному/инструментальному исполнительству, достижениях своих коллективов на международных, всероссийских фестивалях-конкурсах. На сегодняшний день вокальный коллектив Сазоновой Е.Д. посещают более 50 % обучающихся инструментального коллектива Подкопаловой Ольги Николаевны, это дети от семи до семнадцати лет, что подтверждает целесообразность такого педагогического подхода.
Очень важный момент, который Елена Дмитриевна старается учитывать, это не только связь дисциплин, но и перспективность обучения, его воспитательный потенциал. Ещё Я.А. Каменский писал: «Всё, что находиться во взаимной связи, должно преподаваться во взаимной такой же связи». Учитывая большой возрастной разбег обучающихся творческого объединения «Веселые нотки» и делая акцент на индивидуальное развитие и индивидуальный темп исполнения каждого обучающегося, образовательный процесс осуществляет с привлечением концертмейстера, мужа, Долгушкина Михаила Юрьевича.
Найти интересные и эффективные формы работы как промежуточного этапа демонстрации умений обучающихся нелегко. Одна из уже традиционных форм проведения новогоднего мероприятия – спектакль-концерт для обучающихся и их родителей.
5 января 2023 года в МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» состоялся спектакль-концерт «Приглашение в мюзикл «Репка».
Цель мероприятия – продемонстрировать творческие способности детей в доступной и интересной детям деятельности. Задача заключалась в том, чтобы продолжить развивать интерес детей к вокальному творчеству, заложить основы нравственных ценностей, научить воспринимать мир посредством красоты слова и мелодии. В основе сюжета история на новый лад русской народной сказки «Репка», сюжет которой также построен на преодоление и трудностей во имя общего дела. Спектакль-концерт состоял из ряда песен, непосредственно связанных по сюжету и теме.
Разговорный диалог вкраплялся между музыкальными/инструментальными номерами. Не только диалоги, но и песни современных композиторов и поэтов, а также инструментальные номера были исполнены юными артистами в индивидульной и коллективной постановке под непосредственным руководством Елены Дмитриевны и Ольги Николаевны.
Премьера традиционно прошла с необычайным успехом. Представленный педагогами спектакль-концерт «Приглашение в мюзикл «Репка» продемонстрировал не только вокальные умения, но главное, единство семьи (на данном примере) и разновозрастного коллектива в процессе подготовки и проведения мероприятия, поддержку и помощь самым маленьким участникам программы, которым едва только исполнилось 5 лет. Взаимоотношения между детьми отличались чуткостью, добрым отношением друг к другу, стремлением помочь, поддержать.
Представленная система работы позволяет вывести определенную зависимость успешности формирования подрастающей личности. Обмен и согласование ценностей двух субъектов – единство группы педагогов в достижении цели и группы детей, который позволяет перейти к обучению, способствующему развитию личности с учетом имеющихся у нее ценностей, смыслов, характерным только для нее опытом восприятия мира, опытом деятельности и творчества.
Ольга Михайлова, методист МАУДО “ДТДиМ”