Использование регионального компонента при организации различных видов детской деятельности

(из опыта работы ЦРР «Малышок»)

Большое внимание в современном образовательном процессе уделяется внедрению регионального компонента, содержание которого позволяет обучающимся проникнуться любовью к родному краю.
Оренбургский край имеет ярко выраженные территориальные природные национальные культурно — исторические особенности, которые (по мнению педагогов Центров раннего развития) должны учитываться на всех занятиях с детьми дошкольного возраста.
12 апреля 2023 года в отделе «Школа развития» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» прошло завершающее учебный год городское методическое объединение Центров раннего развития по теме «Использование регионального компонента при организации различных видов детской деятельности в условиях дополнительного образования (из опыта работы ЦРР «Малышок»)».
Региональный компонент является составной частью образования, в задачи которого входит формирование у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству.
При разработке дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной направленности педагоги дополнительного образования сталкиваются с проблемой выбора программного материала, отвечающего задаче внедрения регионального компонента в образовательный процесс. В программы педагогов включены специальные разделы, при изучении которых малыши (начиная с 2-летнего возраста) знакомятся с культурой, историей, природой родного края, достопримечательностями области, выдающимися людьми.
Пример работы педагогов Центра раннего развития «Малышок» продемонстрировал, что их деятельность выходит за пределы традиционных рассказов, бесед и изготовлению поделок, посвященных Оренбургской области к определенным историческим датам.
В отделе «Школа развития» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» разработана целая система, которая позволяет педагогам дополнительного образования, преподающим различные дисциплины предметных областей, организовать серию занятий с обучающимися с включением практической, самостоятельной деятельности — творческих проектов, акций, а также флешмобов.
Регионализация, по мнению административного аппарата отдела может быть достигнута несколькими путями:

  1. Досуговый — предусматривает разработку сценариев и проведение краеведческих игр, конкурсов народных промыслов и декоративно-прикладного творчества, экологических конференций и др.).
  2. Монопредметный — предусматривает углубленное изучение регионального содержания с помощью разработки и внедрения в широкую практику основных образовательных программ краеведческой, эколого-биологической, художественно-эстетической, социально-педагогической, научно-технической, физкультурной направленностей.
  3. Монопредметный интегративный — предусматривает разработку комплексных образовательных программ дополнительного образования детей, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи.
  4. Полипредметный или многопредметный — предусматривает органичное включение регионального компонента в содержание различных образовательных программ по отдельным направлениям деятельности
    Еще один вариант регионализации — создание воспитательной системы отдела с учетом регионального содержания воспитания.
    На практике педагогами было продемонстрировано, что система работы, дополненная проектной, либо исследовательской деятельностью, позволит формировать в подрастающем поколении россиян чувство гордости за свою страну, получать возможность для самореализации и саморазвития.
    Именно в рамках регионального компонента уместно и знакомство с растениями и животными своего населенного пункта и окрестностей, которые считаются исчезающими, включены в Красную Книгу Оренбургской области.
    Таким образом, введение регионального компонента в образовательный процесс системы дополнительного образования детей способствует формированию личности ребёнка, как представителя своего края, хранителя, рачительного пользователя и умелого созидателя социокультурных ценностей и традиций.

Михайлова О.В., методист методического отдела

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *