Занятие с элементами тренинга «Три мартышки»

Вред начинается там, где заканчиваются наши возможности разрядить напряжение

Эти слова как нельзя лучше, подходят к работе педагога-психолога в отношении профессионального выгорания педагогов, работающих в любых образовательных учреждениях.

Синдром профессионального выгорания является следствием влияния на человека целого комплекса факторов: личностных, статусно-ролевых, корпоративных (профессионально-организационных).

Причем, корпоративный фактор сам по себе не является непосредственной причиной выгорания. Его значение зависит от того, как сам сотрудник оценивает обстановку на работе. Организационный порядок, психологический климат, стиль отношений могут восприниматься как вызывающие стресс. В то же время, ресурсом противодействия выгоранию может стать сплочённое социальное окружение, которое оказывает поддержку в эффективном взаимодействии, предоставляя педагогу возможность проживать ситуацию успеха.

В педагогическом коллективе структурного подразделения МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» — Центра психолого-педагогической реабилитации детей «Орион» (ЦППРД «Орион») педагогами-психологами систематически проводится работа по сплочению педагогического коллектива в рамках профилактики эмоционального выгорания сотрудников. В систему работы по профилактике входят проведение занятий-встреч с элементами тренинга, игры для снятия напряжения, для преодоления психологического барьера в коллективе и др.

23 октября 2023 года прошло очередное занятие с элементами тренинга «Три мартышки» педагога-психолога Эльвиры Геннадьевны Сухановой с педагогическим коллективом ЦППРД «Орион».

Почему именно образ трех обезьян внесла Эльвира Геннадьевна в основу занятия с педагогами? Ответ на данный вопрос лежит корнями в особенностях японского языка. На японском языке фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу» звучит как «мидзару, кикадзару, ивадзару» согласно именам трех обезьянок – Мидзару (закрывает глаза), Кикадзару (закрывает уши) и Ивадзару (закрывает рот). В этом трио скрыта философская идея «неведения, неслышания, неговорения» о зле. Если человек будет соблюдать принципы, изображаемые обезьянами, он неуязвим.

 
Не смотри на то, что неправильно, не слушай того,
что неправильно, не говори того, что неправильно
Конфуций «Беседы и суждения» (Лунь Юй)
 

Продемонстрированные на встрече упражнения, направленные на повышение уровня доверия и стимулирование желания работать вместе, сообща, наглядно показывают, как важна обратная связь между людьми, только постоянно уточняя, что нужно делать, все участники команды смогут выполнить задание. Так же распределение ролей на основе межличностных предпочтений характеризуют динамику внутренних процессов (основанных на визуализации, умении слышать и воспринимать услышанное, объяснять и выполнять практическое задание), развитие структуры взаимоотношений в процессе создания единого продукта.

В качестве вводного упражнения на этапе разминка педагогом-психологом выбрано «Приветствие», направленное на принятие другого человека в качестве известной личности или персонажа, в котором психолог использовал элемент игровой технологии.

В основную часть занятия-встречи включены упражнение на сплочение коллектива, с использованием элементов технологии командообразования, игровой и арт-терапии, такие как:

«Веревочные фигуры» (с закрытыми глазами совместно уложить веревку, согласно озвученным ведущим геометрическим фигурам);

«Вам письмо» (передача текста по очереди, что подтверждает искажение информации);

«Совместный рисунок» (работа в парах – инструктирование одним участником второго на воспроизведение изображения, заданного ведущим);

«Глаза, рты, руки» (задача каждой из троек – работая при распределении ролей, создать копию пирамиды).

Подобные встречи помогают получить ответ на вопрос: насколько совместимы члены педагогического коллектива друг с другом, увидеть реальные формы взаимодействия, слаженность действий, а также побудить педагогов к рефлексии.

Осознание мысли, что работа сплоченной команды представлена в виде единого механизма, где каждый сотрудник вносит вклад в создание ценного продукта всего отдела. Именно в команде, где четко распределены функции и каждый знает свою роль можно добиться успеха, а успех команды – это и успех каждого.

Реализуемая таким образом система взаимодействия с педагогическим коллективом приносит свои результаты. Психологический климат в коллективе ЦППР «Орион» благоприятный, педагоги находятся в ресурсе, саморазвитии. Сплоченный коллектив способствует высокой творческой активности педагогических сотрудников отдела, что реализуется в их участии в профессиональных конкурсах, планомерном повышении квалификации, активной жизненной позиции.

Михайлова О.В., методист
методического отдела

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *