Технология развития критического мышления
«Человек, не знающий ничего, может научиться. Дело только в том, чтобы зажечь в нём желание познавать» Д. Дидро
ГМО «Раннее развитие» по теме «Технология развития критического мышления как средство формирования информационной компетентности учащегося дошкольного возраста в условиях дополнительного образования» (руководитель Крамаренко Т.В., МАУДО «ДТДиМ») состоялось 17.01.2024 г. и было полностью подготовлено педагогическими работниками МАУДО «ЦДТ» Промышленного района.
«Технология критического мышления. Зачем нужно критическое мышление? Как развивать критическое мышление?» – на эти и многие другие вопросы участники методического объединения получили исчерпывающие ответы.
Сайфиева А.М., практикующий психолог, начальник отдела профориентационной работы и трудоустройства выпускников Оренбургского государственного педагогического университета, в своем выступлении определила главную цель технологии критического мышления как развитие интеллектуальных способностей ребенка, позволяющих учиться самостоятельно. При этом педагогу важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самостоятельно их добывать, пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. Было подчеркнуто, что сформировать критическое мышление у детей можно только в творческой атмосфере, где педагог – не строгий надзиратель, а друг и помощник: будьте доброжелательны, откажитесь от строгой критики и научите ребёнка не бояться высказываться.
Развивая тему, Кукушкина В.В. поделилась опытом формирования критического мышления на занятиях по программе «Раз – ступенька, два – ступенька» посредством метода Эдварда де Боно «Шесть шляп», позволяющего сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Абубакирова И.Р. рассказала о формировании критического мышления на занятиях по речевому развитию посредством приёма «Кубик Блума». Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Цель предложенной им теории можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею»: ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Об опыте использования методов и приемов технологии развития критического мышления у учащихся дошкольного возраста в системе логопедических занятий говорила Позднякова Н.Г. Актуальность данной технология в том, что она позволяет проводить занятия в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на занятии происходит в процессе постоянного поиска.
Кулакова О.Н. показала использование элементов критического мышления на примере музыкального занятия со старшими дошкольниками, подчеркнув при этом, что умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Мастер-класс «Жонглирование как способ повышения эффективности работы мозга» показал Туракулов З.Х., реализовавший грантовый проект Фонда социальных инвестиций «Родные города» от кампании Газпромнефть. Жонглирование – очень хороший способ развития не только обоих полушарий мозга, но и хороший способ отвлечения от своих проблем, повышения настроения.
«Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!». Чтобы этого не случилось, и существует технология критического мышления – особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить!
Васильченко В.Н., методист МАУДО «ДТДиМ»