Использование метафорических карт в работе с нарушениями пищевого поведения детей подросткового возраста

В рамках городской недели психологии на базе Института консультирования и тренинга «СТАТУС» прошел мастер-класс «Использование метафорических карт в работе с нарушениями пищевого поведения детей подросткового возраста». Ведущая мероприятия кандидат психологических наук, член профессиональной психотерапевтической лиги с опытом работы в психологии более 20 лет, тренер, песочный арт-терапевт, преподаватель ИКТ «СТАТУС» Кормушина Наталья Геннадьевна в течении 3 часов щедро делилась с участниками практическими знаниями в заявленной теме.

Расстройство пищевого поведения (РПП) — это психическое заболевание, негативно влияющее на физическое и психическое здоровье человека, которое характеризуется ненормальным потреблением пищи. Пик заболеваемости приходится на подростковый и молодежный возраст, в разы чаще ими страдают девочки и женщины, а также жители экономически развитых стран и людей имеющих высокий уровень образования и доходов. 

РПП включает в себя нижеследующие подтипы:

  • Нервная анорексия (НА) — сверхмалое потребление пищи, вследствие которого пациент имеет аномально низкую массу тела.
  • Нервная булимия (НБ) — чрезмерное потребление пищи, после чего следует этап очищения желудка или приём слабительных.
  • Переедание — потребление большого количества пищи за короткий промежуток времени.

При этом важно понимать, что ожирение не относится к РПП.

Причинами нарушения пищевого поведения являются:

Психологические особенности: эмоциональная неустойчивость, чувство вины, заниженная самооценка, внушаемость, зависимость от мнения окружающих. В группе риска находятся подростки переживающие возрастные кризисы.

Микросоциальные условия: пищевые привычки семьи (отсутствие режима в питании, пристрастие к неполезной пище), методы воспитания (гиперопека, авторитаризм, использование еды в качестве поощрения или наказания), замечания родителей на счет внешности со стороны родителей или сверстников.

Стресс

Общественные ценности: навязанные обществом «идеалы» красоты

Наследственная предрасположенность

Психические заболевания: шизофрения, биполярное расстройство, депрессия, психопатия и д.р.  

К психогенным причинам относятся:

  • Предложение излишне обильной еды, которую ребенок не может съесть
  • Требование чрезмерной частоты
  • Культ еды
  • Конфликты матери и ребенка
  • Конфликты между родителями, проявляющиеся за обеденным столом
  • Плохо приготовленная еда
  • Небрежное и невнимательное отношение к ребенку
  • Наказание ребенка
  • Угнетающая обстановка (больница, чужой дом)
  • Нарушение режима питания (молоко, сладости в промежутках между приемами пищи), что приводит к перманентному чувству сытости.

При расстройствах пищевого поведения применяется комплексное лечение — психотерапевтические методики в сочетании с назначением психотропных препаратов и симптоматической терапией осложнений. Использование метафорических карт в работе с расстройствами пищевого поведения предлагает специалистам новый способ подхода к терапии и обеспечивает дополнительные инструменты для клиентов в их сложном путешествии к выздоровлению.

В процессе работы с МАК клиент сможет:

  • Проработать свои негативные чувства
  • Исследовать свои взаимоотношения с едой
  • Освоить конкретные техники и алгоритмы работы с чувствами и с телом
  • Получить алгоритм выстраивания гармоничных отношений с едой

В практической части мастер-класса участникам была предложена ассоциативная игра-упражнение с использованием МАК «Окна Джохари», которая может быть успешно использована психологами в работе с симптомами заболевания у подростков.

Для построения «окна» достаточно взять лист бумаги и разделить его на квадранты при помощи осей:

  • я знаю — я не знаю;
  • другие знают — другие не знают.

В результате получаются 4 сектора, у каждого из которых есть собственное название:

Открытая зона. К ней относится всё, что человек сам знает о себе. И эта же информация доступна посторонним.

Слепая зона. Эти данные доступны посторонним, но не самому человеку.

Скрытая зона. Здесь ситуация меняется. Человек что-то знает о себе, а посторонние нет.

Неизвестная зона. К этому квадранту относят то, что неизвестно ни самому человеку, ни его окружающим.

Теперь каждый из квадрантов необходимо рассмотреть более внимательно, обсудить, по возможности поделиться своими чувствами и мыслями. Далее с помощью колоды «Внутренний ребенок» участники выбрали в закрытую 4 карты и наложили их на квадранты. Обсудили получившийся результат. В дополнении была использована ресурсная колода.

Работка оказалась сложной, эмоциональной, но очень продуктивной. Каждый участник ушел с осознанием произошедших психологических изменений, положительными эмоциями, инсайтами.

Судакова Екатерина Владимировна,
педагог-психолог МАУДО «ДТДиМ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *