МУЗЫКА НА ПЕСОЧНОМ СТОЛЕ: средства выразительности в музыке и изобразительном искусстве

Знания средств художественной выразительности
помогут не только понимать язык музыки
и изобразительной деятельности,
но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.

Каждое искусство имеет свой собственный язык и способы обращения к зрителю. Например, поэты во время сочинения стихотворений говорят с людьми на языке слов, создавая рифмы. В театре актёры передают свои эмоции и чувства зрителю. В живописи – это краски, мазки художника и готовый рисунок… Уникальность любого искусства заключается в том, что понять заложенное автором чувство может каждый человек.

В музыке тоже есть свой язык чувств. К нему относятся средства музыкальной выразительности – фактура, метр, темп, мелодия, размер и т. д.

Как связана музыка и живопись? Что объединяет средства художественной выразительности музыкального и изобразительного искусства?

В этом учебном году Ольга Николаевна Подкопалова, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи по обучению детей игре на музыкальных инструментах, изучала данную проблему, ею были разработаны и включены в программу «Музыкальный инструмент. Гитара шестиструнная» интегрированные занятия.

4 апреля 2024 года состоялось одно из таких занятий по теме «Средства музыкальной выразительности», в основе которого – комплекс заданий и упражнений на развитие образного восприятия музыкального произведения на основе имеющихся знаний о средствах выразительности в музыке и изобразительном искусстве.

Каждое музыкальное произведение – это «звуковой сюжет», обладающий звуковой индивидуальностью и требующий от исполнителя творческих решений. Ежедневно на занятиях Ольги Николаевны юный исполнитель сталкивается с проблемой прочтения авторского музыкального сочинения – того, что хотел выразить композитор. Это глубокая, аналитическая, поисковая, творческая самостоятельная работа учащегося над музыкальным произведением. Самое сложное в этом процессе – понимание авторского замысла, придания личного исполнительского смысла для моделирования художественно-исполнительского образа. С этим связано умение объединить элементы музыкального языка композитора, средства музыкальной и изобразительной выразительности в единую художественную картину и воплотить это через эмоциальное исполнение:

на подготовительном этапе – гаммы до мажор, музыкального текста «Этюд» – по заданному педагогом средству музыкальной выразительности (темп, динамика, штрих, длительность…);

на основном этапе – пьесы Н. Паганини «Испанский вальс» – также добавление «испанского» колорита посредством использования кастаньет ребенком в дуэте с педагогом;

– а также изображения картины на световом столе для рисования песком с выбором фона, с использованием линий, соответствующих темпу, штрихам и другим средствам музыкальной выразительности произведения.

Знания, полученные в процессе занятия, помогли учащейся:

– уяснить, что музыка и живопись дополняют друг друга, усиливают воздействие на человека;

– не только понять язык музыки, но и «говорить» на нем, исполняя известные произведения.

Михайлова О.В., методист методического отдела

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *